Как проводить динамическую гимнастику для новорожденного

Как проводить динамическую гимнастику для новорожденного

  1. Особенности динамической гимнастики
  2. Как делать гимнастику
  3. Противопоказания
  4. Упражнения
  5. Что нужно учесть

Динамическая гимнастика для грудничков

Особенности динамической гимнастики

Этот способ оздоровления считается корригирующей гимнастикой, ее иногда называют «беби-йогой». Ребенок активно двигает ногами, руками, всем телом. При этом не остается в лежачем положении, он висит, переворачивается, «летает».

Цель динамической гимнастики для новорожденных:

  • помощь в раскрытии природного потенциала тела;
  • изменение сроков, когда малыш начинает ходить, держать спинку;
  • возможность получить представление о своем теле;
  • развитие умения напрягать, расслаблять свое тело, давать ему отдых.

Новорожденный получает представление о движениях вверх-вниз, скорости, ритме. В результате становится более устойчивым физически и психически, учится адаптироваться, формируется его чувство уверенности.

Все это приводит к тому, что с первых дней жизни:

  • укрепляется иммунная система ребенка, он реже болеет;
  • возрастает активность, подвижность, энергичность;
  • формируется координация, развивается реакция;
  • улучшается аппетит;
  • нормализуется сон;
  • укрепляется скелетно-мышечная система, еще на начальной стадии исправляются имеющиеся асимметрия, косолапость, кривошея;
  • стимулируется работа всех органов и систем, активизируется перистальтика кишечника, уменьшается газообразование;
  • усиливается кровообращение, развивается устойчивость к стрессам;
  • активизируется обмен веществ.

Подрастая, ребенок лучше владеет телом, корректно реагирует на падения и травмы. Особенно полезна динамическая гимнастика для детей, появившихся на свет путем кесарева сечения и не получивших при родах опыт преодоления нагрузок, устойчивости к стрессам.

Как делать гимнастику

Некоторые сторонники беби-йоги советуют начинать со второй недели, пока не «закрепились связки и мышцы». Другие за то, чтобы начать с двух месяцев, когда ребенок уже адаптирован к окружающему миру, восстановился после родового стресса.

Занятия должны проводиться в просторном помещении. Летом возможно на улице, но вдали от деревьев, столбов. Оптимальная температура окружающего воздуха – от 22°C до 25°C.

Упражнения проводятся за один раз или делятся на несколько сеансов за день. Можно проводить с ребенком целый комплекс утренних мероприятий:

  • массаж;
  • динамическую гимнастику;
  • плавание

Нельзя планировать занятия сразу после завтрака, нужно подождать 1 час.

Ребенок должен быть без одежды, смазывать ему тело кремом не нужно. Руки родителя рекомендуется обработать крем-скрабом.

Как делать гимнастику для грудничков

Противопоказания

Первые осмотры невропатолога и других специалистов проводятся в один месяц, именно тогда врачи точно определяют наличие патологий и нарушений. До этого возраста делать гимнастику нельзя.

Запрещено применять динамические упражнения, если имеется:

  • дисплазия тазобедренного сустава, другие нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • патологии сердечно-сосудистой системы;
  • внутричерепное давление, другие неврологические проблемы.

Противопоказанием является возраст от шести месяцев и старше, если занятия не проводились с более раннего возраста.

Упражнения

Вначале нужно неспешно и спокойно прикоснуться к ребенку, погладить его. Когда контакт произошел, малыш спокоен, можно перейти к гимнастике. Обычно она заключается в упражнениях в воздухе, на мяче и массаже с одновременным закаливанием.

При гимнастике, чтобы ни говорили йога-специалисты, нужно избегать тех упражнений, где ребенка необходимо держать только за одну конечность. Нужно избегать любых резких подъемов и переворотов, так как суставные впадины у малышей находятся еще в процессе формирования, и очень легко можно добиться привычного вывиха конечностей.

Как делать упражнения:

  1. Взрослый берет малыша за кисти рук, вкладывает ему в ладони свои большие пальцы. Начинает подтягивать вверх, поднимает так, что ребенок висит свободно, а родитель удерживает его за кисти.
  2. Делает это же упражнения, поддерживая грудничка за ноги
  3. Повторяет все эти упражнения, покачивая сначала влево-вправо, затем – верх-вниз.
  4. Взрослый разводит руки висящего малыша в разные стороны.
  5. Вес тела в этом же положении переносится с одной ручки на другую.
  6. Ребенка поворачивают вокруг вертикальной оси.

К четырем месяцам, когда грудничок уже освоил гимнастику, привык к ней, нужно вводить новые упражнения, например на мяче:

  1. Малыша кладут на него животом или спиной, поднимают его за ручки, чтобы он опирался ножками о мяч.
  2. Проделывают те же упражнения, поднимая его за щиколотки.
  3. Укладывают спиной на мяч, поднимают за ручки, раскачивают, кладут на мяч животом. Проделывают то же самое, держа малыша за щиколотки.

Первое занятие длится не более 8-10 минут. Нагрузку увеличивают постепенно, два месяца происходит постепенное привыкание к нагрузкам. Ребенок начинает сам «летать» в руках взрослого уже к трем месяцам.

Упражнения на шаре

Что нужно учесть

Родители должны понимать ребенка, малейшие нюансы его настроения. Если видно, что малыш настроен спать, есть, играть, то лучше отложить занятия. Периоды бодрствования увеличиваются после одного месяца. В это время можно уже расширять количество упражнений.

Если ребенок сопротивляется, нельзя делать упражнения насильно. Он должен ощущать, что это веселая и увлекательная игра. Такое осознание уже проявляется в три месяца, к этому времени малыш привыкает к регулярным занятиям, уже устанавливается режим сна и бодрствования.

Первые занятия лучше проводить с тренером или врачом, чтобы получить навыки правильного проведения гимнастики. В четыре месяца вес ребенка таков, что родителю, особенно маме, трудно подбрасывать и раскачивать его, поэтому можно посещать групповые занятия в бассейне и в студии, где с ним будут заниматься профессионалы.

Большинство неподготовленных людей воспринимают динамическую гимнастику как издевательство сумасбродных родителей над собственным ребенком. Эти упражнения действительно непривычны и даже новы. Поэтому не нужно браться за нее, если вы не изучили все правила и нюансы, последовательность увеличения нагрузки.

Источник:
http://www.baby.ru/wiki/kak-provodit-dinamiceskuu-gimnastiku-dla-novorozdennogo/

Динамическая гимнастика для грудничков

  • Особенности
  • Что нужно учитывать?
  • Общие правила
  • Противопоказания
  • Комплекс упражнений
  • Отзывы

Видеть своего ребенка развитым и здоровым — мечта всех родителей. Одни для достижения цели прибегают к традиционным в раннем возрасте массажу и гимнастике. Другие же останавливают свой выбор на динамической гимнастике, которая, на первый взгляд, выглядит как форменное издевательство над младенцем — его крутят, подбрасывают, поднимают за руки и за ноги, как тряпичную куклу. Так ли страшна и опасна динамическая гимнастика, как проводить ее в домашних условиях, мы расскажем в этой статье.

Особенности

Динамическая гимнастика совершенно непохожа на обычную зарядку для новорожденных и грудничков. Методику придумали и «пустили в массы» физиологи, специалисты по раннему развитию Михаил Трунов и Леонид Китаев. Поэтому ее нередко называют просто «гимнастикой по Трунову-Китаеву».

Главное отличие заключается в том, что при классической гимнастике упражнения проводятся малышу, находящемуся в статичном или легком подвижном состоянии. При динамической гимнастике воздействие на мышцы происходит более интенсивным движением. В результате тренируются не только мышцы малыша, но и его вестибулярный аппарат.

Комплекс Трунова и Китаева включает в себя закаливание, массаж, упражнения в воздухе и упражнения на гимнастическом мяче. Несмотря на широкое распространение и популярность этих авторов, у их методики есть немалое количество противников, среди которых большая часть современных педиатров, в том числе и известный доктор Комаровский.

Противники аргументируют свою позицию тем, что домашнее применение динамической гимнастики — большой риск для жизни и здоровья малыша. Во время акробатических трюков кроха может получить серьезные травмы, ведь даже очень любящие родители — не профессиональные массажисты и специалисты ЛФК, они не имеют детального и подробного представления об анатомическом расположении отдельных мышц и связок в человеческом теле.

Сторонники динамичных занятий уверяют, что обучиться методике труда не составляет, но польза, по их словам, очевидна:

  • улучшается ориентация младенца в пространстве;
  • уменьшается свойственный всем грудничкам повышенный мышечный тонус;
  • развивается вестибулярный аппарат и совершенствуется нервная система;
  • ребенок учится доверять взрослому, полагаясь на его сильные руки.

Сторонники и поклонники динамических упражнений для грудничков утверждают, что такая методика позволяет компенсировать ребенку, который родился посредством кесарева сечения, необходимый для гармоничного развития недостаток родового опыта. Также Китаев и Трунов уверяют родителей, что дети, которые вырастают на таких упражнениях, в будущем имеют меньше шансов травмироваться по случайности — сломать руку или ногу при падении с натренированным вестибулярным аппаратом и умением группироваться будет куда сложнее.

Что нужно учитывать?

Принимая решение о начале практики системы Трунова и Китаева, родители должны хорошо взвесить все за и против. Многие педиатры и детские психологи утверждают, что не учитывать возможных опасностей нельзя. Даже если родители обеими руками за динамическую гимнастику, они должны знать все против, дабы минимизировать риски.

В первую очередь, такая гимнастика — бесспорный стресс для новорожденного. Не просто стресс, а сильный стресс. Нигде в природе не принято трясти, подбрасывать и крутить в воздухе детенышей. Посмотрите, как бережно переносит котят кошка, как аккуратно это проделывают другие животные. У человеческих детенышей, с точки зрения природных законов, тоже нет никаких предпосылок с самого рождения начинать летать и переворачиваться в воздухе. А потому стресс неизбежен.

Минимизировать его можно только правильным подходом — знать, когда начинать такие упражнения, как увеличивать нагрузку. Лучше вводить динамические упражнения постепенно, чтобы у малыша был более мягкий переход к нетипичному положению тела.

В основе многих упражнений системы Китаева и Трунова лежит использование врожденных рефлексов малыша. Но такие рефлексы должны исчезнуть к возрасту 3-4 месяцев, это вполне естественно. Если перестараться с динамической гимнастикой, произойдет замедленное угасание младенческих рефлексов, что будет тормозить развитие ребенка.

Травматологи предупреждают, что родителям бывает сложно соизмерять свои силы, а потому после первых опытов динамической гимнастики без участия специалиста, дети нередко попадают в больницу с растяжением, переломами и другими травмами. А психологи предупреждают, что у малыша может сформироваться неправильное восприятие высоты, что в будущем может сделать из него блестящего парашютиста или альпиниста, но также сможет стать причиной получения смертельных травм из-за отсутствия необходимого для выживания естественного чувства страха.

Общие правила

Если, несмотря на все предупреждения, родители твердо намерены заняться динамической гимнастикой со своим малышом, нужно обязательно записаться в специальную группу, которые ведут так называемые бэби-тренеры, специалисты ЛФК, чтобы посмотреть, как делают это профессионалы, обучиться приемам. Речь идет о здоровье вашего малыша, тут торг, как говорится, неуместен.

Специалисты рекомендуют начинать заниматься с малышом таким типом физических упражнений не раньше, чем в 1,5 месяца.

Важно, чтобы у ребенка не было противопоказаний. О них мы расскажем ниже. Поэтому хорошие и правильные тренеры всегда просят у родителей справку от педиатра о том, что доктор не возражает против тренировок. Также нужно приготовиться к тому, что такую справку врачи обычно давать отказываются — никто не хочет брать на себя ответственность за жизнь малыша, если родители надумали испытывать на нем определенные методики.

Интернет и видеоуроки, которые могут быть весьма полезны в освоении приемов классического массажа и гимнастики для грудничков, в вопросах динамической гимнастики не помощники. Обучаться дистанционно нельзя.

Непосредственно к динамичным упражнениям рекомендуется переходить после 10-15-минутного массажа и элементов статической гимнастики, чтобы мышцы и связки ребенка были разогреты.

После еды следует подождать около часа, чтобы малыш не срыгнул. Место занятий должно быть продумано до мелочей и полностью безопасно, даже если произойдет падение (и такое может случиться!).

Противопоказания

Динамические упражнения категорически противопоказаны детям со следующими проблемами:

  • родовые травмы;
  • дисплазия тазобедренного сустава, физиологическая незрелость суставов;
  • дефицит массы тела (низкий вес при рождении);
  • наличие паховой или пупочной грыжи;
  • врожденные пороки сердца;
  • различные неврологические нарушения, включая ишемию.

Обратите внимание, что сами авторы методики подчеркивают — занятия имеет смысл проводить только в раннем возрасте.

Если малыш до 6 месяцев развивался и жил как все, ему делали обычный массаж и обычную зарядку, переходить к динамической программе бесполезно и очень опасно. Пользы от нее для такого большого ребенка, ранее не занимавшегося этим, уже не будет.

Комплекс упражнений

Обычно в комплекс нейродинамической гимнастики для малышей на начальном этапе вводят раскачивания, перевороты. Взрослый поднимает малыша только за ручки, стоя в полный рост. Дает ему повисеть в воздухе. Потом поднимает вверх ногами за ножки.

В таких же положениях выполняют «Верхний маятник» и «Нижний маятник». Взрослый стоит и раскачивает малыша, как маятник, сначала в положении вверх головой, потом — за ноги вниз головой.

Для более продвинутых стадий тренировок предусмотрены подбрасывания, подбрасывания с переворотами. Но основу методики все-таки составляют традиционные висы и перехваты. Самым распространенным является упражнение «Солнышко», при котором родитель держит ребенка за правую руку и ногу на весу, а потом перебирает конечности по кругу — захватывает левую ногу, левую руку, снова переходит к правой стороне. Получается, что малыш делает «колесо» в воздухе.

Более безопасным и простым в освоении является блок упражнений на фитболе, который, между прочим, тоже относится к динамической гимнастике. Именно он более распространен, поскольку покачивания на мяче на животе или спинке не так пугают родителей, как рискованные элементы первой части методики Трунова и Китаева.

Отзывы

Многие родители, обсуждающие в интернете возможность занятий динамической гимнастикой со своими грудными малышами, подчеркивают, что авторитетные остеопаты, психологи и хирурги категорически возражают против таких занятий не только из-за травматической опасности, но и из-за изначально сомнительной пользы для развития ребенка. Вестибулярный аппарат должен развиваться постепенно, а не стрессово.

Некоторые родители отказываются от занятий динамической гимнастикой после первого же урока у профессионала — большинству мам совершенно невыносимо даже смотреть, как ее ребенка крутят подобно тряпичной кукле.

Читать еще:  Лучшие свечи от геморроя для мужчин: названия препаратов

Некоторые родители вполне успешно применяют упражнения, но не целиком динамические, а лишь самые простые и безопасные из комплекса, ими обычно завершают самый обычный домашний массаж и привычную ежедневную гимнастику.

О тонкостях выполнения динамической гимнастики для грудничков в домашних условиях расскажет специалист по лечебно-восстановительному массажу в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Источник:
http://o-krohe.ru/razvitie-grudnichka/dinamicheskaya-gimnastika/

Динамическая гимнастика

Система развивающих упражнений для грудных детей. Для кого предназначена динамическая гимнастика и зачем она нужна.

Два взгляда на одну проблему

Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика для грудничков. Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем она нужна и насколько она безопасна для малыша. Не давая никаких советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой гимнастике.

Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры, закаливание. Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.

Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.

Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе. Многие из “воздушных” упражнений описаны еще в начале XX века. Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками туловище. Основные движения — висы, качания, вращения, перевернутые упражнения (“вверх ногами”), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с собственным телом. Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях риск травмировать ребенка невелик.

Для чего нужна динамическая гимнастика?

Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка. Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем “внутриутробной” — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как “вспышки”: возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками “лепит” тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

Для кого предназначена динамическая гимнастика?

Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия. Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый разговор о детях — “кесарятах”. Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки (“рождается”) на 3-5-й минуте от начала операции. В результате такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития. Вспомним определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: “Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. В результате такого ответа организм реализует свою потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние. При этом активируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А начинается это с ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же кесарева сечения ребенок попадает “с корабля на бал”, не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.

В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой) опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей взрослой жизни. Можно предположить, что, будучи лишенным “входящего” опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Это тогда, когда есть цель, но не освоен путь ее достижения. В момент своего рождения тело не познало своего опыта. Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Основные правила динамической гимнастики

Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело малыша кремом не смазывают.

Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды. Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий от избыточного влияния внешней среды) к началу становления субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими. С этого возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений. Выполнять подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.

С чего начать?

Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп, амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является стрессогенным для ребенка. Важно знать меру, соблюдать закон золотой середины. Во время занятий может возникнуть сопротивление скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга, недовольства и даже плача. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Иногда требуется приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.

Сила рождается там, где нет усилий!

Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.

Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания, которые должны заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики. К таким противопоказаниям, в частности, относятся: дисплазия тазобедренного сустава — заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о его терапии вы можете прочитать в статье “Лечение. пеленками”, опубликованной в №9 журнала “9 месяцев”), повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом. Известно, что первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц, тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома. Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.

Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих или вывих сустава. В то время как изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся гипоксии (недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.

Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и другие травмы.

С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.

В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.

Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то, что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать его. Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как массаж, пальчиковая гимнастика. Справедливости ради надо сказать, что любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.

Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все “за” и “против”.

Источник:
http://www.7ya.ru/article/Dinamicheskaya-gimnastika/

Динамическая гимнастика для наших грудничков: с чего начинать, как и когда?

Среди услуг школ для молодых родителей все чаще встречается такой вид развивающих занятий, как динамическая гимнастика. У мам и пап возникает множество вопросов по этому поводу: насколько полезны или опасны эти упражнения, как заниматься с ребенком, с какого возраста, всем ли они подходят? Расскажем, что это такое – динамическая гимнастика для малышей, и как ее проводить.

Суть методики

Физические упражнения полезны для развития грудничка, это бесспорно. Динамическая гимнастика – отдельная система физического развития малышей. От обычной она отличается наличием динамической составляющей. При обычной гимнастике ребенок большую часть времени лежит, а родители упражняют его тело. В динамических комплексах ребенок часто находится в воздухе и подвержен активным манипуляциям: его поднимают за ручки или ножки, подбрасывают, переворачивают, качают, вращают, перебрасывают через руку или плечо взрослого.

Читать еще:  Что такое ЗОЖ: 10 главных составляющих

Понятно, почему вокруг этой методики много споров. Одни считают ее прекрасным стартом для маленького организма, другие видят в ней лишь неоправданный риск травм у младенца.

В чем же полезное воздействие таких занятий на организм ребенка?

  • Прежде всего, они способствуют нормализации мышечного тонуса, с которым рождается каждый младенец.
  • Благодаря активному движению такая гимнастика способствует планомерному укреплению мышечных тканей и улучшению гибкости суставов.
  • Перемещения в пространстве прекрасно тренируют вестибулярный аппарат. Навык держать равновесие необходим в частности для своевременного освоения самостоятельной ходьбы.
  • Динамические упражнения способствуют гармонизации деятельности нервной системы, укреплению иммунитета.
  • Улучшают кровообращение и способствуют лучшему насыщению тканей маленького организма кислородом.
  • Развивают дыхательную систему.
  • Адаптируют организм крохи к стрессам окружающей среды.
  • Помогают ребенку установить доверительные отношения с родителями, а соответственно – со всем окружающим миром, способствуя психическому и интеллектуальному развитию.

Многих родителей отпугивают недостатки этой системы, которые выглядят порой устрашающе:

  • высокий риск травм (вывихи и подвывихи, растяжения, гиперподвижность суставов, ушибы);
  • стресс для ребенка, вызванный временной утратой чувства безопасности, который, по мнению многих неврологов, может стать в будущем причиной гиперактивности;
  • препятствие естественному угасанию рефлексов новорожденного, на которых динамическая гимнастика основана и которые должны в норме угасать в районе 4 месяцев;
  • ослабление инстинкта самосохранения, что может в будущем привести к недооценке возможной опасности в разных ситуациях.

В любом случае, выбирая такой способ для развития своего малыша, родители полностью берут на себя ответственность за возможные последствия.

Когда можно и нельзя заниматься

Конечно, динамическая гимнастика может быть полезна для развития всех здоровых деток. Но особую значимость она приобретает для детей, рожденных путем кесарева сечения. Ребенка извлекают из матки через несколько минут после начала операции. И малыш лишается длительного адаптационного периода родов, при котором он, проходя по родовым путям, подготавливается к новым условиям жизни, вырабатывая необходимые реакции приспособления. Соответственно, адаптации не происходит. Малыш не получает первого опыта преодоления стресса, что в будущем, как считают перинатальные психологи, может значительно снизить его целеустремленность, волю и выносливость.

Именно в таких ситуациях динамическая гимнастика может научить маленькое тело (соответственно, и психику малыша) переносить высокие нагрузки и адаптироваться к стрессовым ситуациям.

Однако существует целый ряд случаев, когда занятия с детками по такой системе противопоказаны:

  • повышенный или пониженный тонус, который не является физиологическим;
  • неврологические заболевания;
  • болезни сердца;
  • высокое внутричерепное давление;
  • дисплазия суставов или их повышенная подвижность и др.

Поэтому прежде чем начать динамические занятия со своим малышом, родители непременно должны показать его педиатру, ортопеду, неврологу.

Когда и как начинаем?

Итак, если родители выбирают такую систему физического развития для своего чада, с чего и когда начинать динамическую гимнастику для грудничков?

Что касается возраста, то не рекомендуется начинать занятия ранее месячного возраста, когда мышцы и косточки ребенка еще слишком хрупкие. Родителям следует проявлять не фанатизм, а благоразумие, думая, прежде всего, о благополучии своего ребенка, а не о том, в чем и насколько он сможет «обскакать» знакомых детишек. С другой стороны, начинать занятия после 4, а тем более 6 месяцев, если до этого малыш не имел опыта динамических упражнений, тоже вредно, поскольку ребенок уже набирает вес, а его мышцы и связки к этому возрасту не так эластичны и податливы, как в 1–1,5 месяца. Соответственно, риск травм и растяжений будет выше.

Заниматься такой гимнастикой нужно ежедневно. Начинаются комплексы обычно с разогревающего массажа (в него входят поглаживания, разминания и растирания), продолжают их обычные простые упражнения для ручек и ножек (махи, сгибания, подъемы), и только затем подключают динамику. В качестве примеров простейших динамических упражнений можно назвать раскачивание ребенка вперед и назад при поддержке за руки, вертикальные вращения (малыша держат за руку или ногу), раскачивание на фитболе и другие.

Приступая к занятиям, объективно оцените свои силы. Просмотра видео в интернете, скорее всего, будет недостаточно. Пусть хотя бы первые несколько занятий проведет квалифицированный специалист (мануальный терапевт или реабилитолог), у которого вы научитесь правильно манипулировать телом крохи, особенно – правильно захватывать его суставы, чтобы не допустить травм. А еще лучше, попросите у него программу занятий, в которой виды и количество упражнений будут подобраны в нужной прогрессии.

Правила – это важно

Итак, выбирать или нет для своих малышей динамическую гимнастику – воля родителей. Но если уж они сделали такой выбор, необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ребенок получил от него только положительные эмоции и практическую пользу. Для этого важно исключить риск травм, учитывать возраст и состояние крохи. Если он не в настроении или болен – заниматься не следует.

Что же нужно знать, чтобы все сделать правильно?

  • Учитывайте физическое состояние малыша. Занятие должно проходить либо за 1 час до еды, либо через час после. Кроха при этом должен быть в активном состоянии (не только что проснулся, не собирается спать). Кстати, после полутора месяцев периоды бодрствования начинают увеличиваться, что способствует увеличению арсенала проводимых упражнений.
  • Для достижения эффекта закаливания грудничка раздевают полностью, а температуру в помещении поддерживают в районе 22 градусов. Для этого можно либо открыть форточку, либо проветрить комнату перед гимнастикой.
  • Руки взрослого должны быть мягкими и теплыми. Поэтому их, как минимум, нужно хорошенько растереть.
  • Поверхность, на которой с крохой будут заниматься, должна быть ровной и твердой (это может быть обычный стол), ее необходимо застелить фланелевой пеленкой или махровым полотенцем.
  • Детки до года очень быстро утомляются от любой физической или психологической нагрузки, поэтому не занимайтесь слишком долго: 15 минут в день более чем достаточно.
  • Нагрузку увеличивайте постепенно. Помните, что изначально это стресс для крохи, не сделайте его чрезмерным. Пары простых упражнений для начала хватит. Неправильно будет, к примеру, с первого же дня начинать перекидывать кроху через голову или бедро взрослого. Постепенно доводите количество до 2 упражнений на каждую группу мышц. Амплитуду движений, а также их интенсивность тоже повышать нужно постепенно. Именно поэтому лучше, чтобы занятия все-таки проводили не сами родители, а опытные специалисты.
  • Каждое упражнение повторяют минимум 3 раза. При этом рекомендуется чередовать различные виды нагрузки.
  • Если в процессе занятий у ребенка проявится протест против повышения нагрузки, что может выражаться недовольством, капризами, плачем, напряжением мышц, стоит на время остановиться на достигнутом уровне, не поднимая планку, а иногда бывает полезно даже «откатиться» немного назад. Помните о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, осваивает различные упражнения – тоже. Поэтому, строя программу таких занятий, ориентироваться нужно прежде всего на состояние самого грудничка, на его прогресс, а не на какие-либо нормативы. Занятия должны приносить малышу радость, а не лишать сил.

Как это выглядит?

Динамических упражнений разной степени сложности и интенсивности существует немало. В качестве примера приведем несколько довольно простых.

  • Большие пальцы рук взрослого вложены в кулачки малыша, и он их сжимает. Остальные пальцы рук взрослого при этом захватывают тыльные стороны детских ладошек. Ребенка медленно поднимают за ручки, чтобы он вертикально повис. Его нужно покачать в разные стороны, затем повращать вертикально.
  • Уложив малыша на животик, его поднимают вверх за щиколотки, разводя ножки в разные стороны. При этом нужно проявлять аккуратность и контролировать усилия, чтобы не растянуть сухожилия.
  • В положении на животике малыша берут за голень и запястье, поднимают и опускают несколько раз. Повторяют с другой стороны.
  • Ручки грудничка разводят в стороны, одновременно плавно поднимая его вверх, затем возвращают в исходную позицию.
  • Малыша поднимают за ручки и раскачивают, постепенно увеличивая амплитуду. Можно раскачивать его, держа за руку и ногу.

Динамические упражнения неспроста вызывают много споров. Даже учитывая их полезность для грудничков, родители часто опасаются негативных последствий. Кстати, многие мамочки отмечают, что в будущем дети, с которыми занимались динамикой, постоянно нуждаются в выплескивании адреналина, привыкнув к этому с раннего детства. Приходится искать для них спортивные секции, часто выходом становятся экстремальные виды спорта…

Но если польза для родителей кажется более очевидной, есть смысл заниматься у профессионала, чтобы собственноручно не навредить своему чаду.

Источник:
http://razvivashka.online/fizicheskoe/dinamicheskaya-gimnastika-dlya-malyshey

Какая гимнастика подойдет для 4-месячного ребенка, выбор упражнений и их польза

В физическом развитии 4-месячного ребенка не последнее место отводится гимнастике для укрепления и тренировки мышц. В таком возрасте малыш не спит от кормления до кормления, а все больше бодрствует днем. Его уже приучают к манежу, где он будет в безопасности и на глазах у мамы, которая занята домашними делами. В период бодрствования необходимо определиться со временем проведения гимнастики.

В чем польза гимнастики?

У грудничка в 4 месяца безусловные рефлексы новорожденного постепенно сменяются осознанными движениями. В это время необходимо заняться гимнастикой. Упражнения нужно выбирать в соответствии с возрастом – чтобы они были приятными и полезными, направленными на улучшение двигательных и эмоциональных навыков.

Возрастные особенности

Четырехмесячный ребенок сам переворачивается с легкостью на живот со спины. Делает он это в обе стороны. Некоторые детки переворачиваются только на одну сторону. Находясь на животе, груднички приподнимаются на согнутых в локтях ручках. Могут брать в руки соответствующие возрасту игрушки и тянуть их в рот.

В это время пригодится специальный развивающий коврик. Если постелить его в комнате без сквозняков на пол, малышу будет просторно. Он быстрее привыкнет к большему окружающему пространству, чем в кроватке. Движения станут более активными. Игрушки, висящие на дугах, ребенок сначала просто рассматривает. Потом он начинает хватать их руками.

Общие требования к зарядке

Заниматься зарядкой с четырехмесячным малышом следует не более, чем тридцать минут в день. Продолжительность занятий и нагрузка увеличиваются постепенно, не утомляя малыша. Любое упражнение тренирует и развивает мышцы.

Важно! Моторику движений следует развивать одинаково в обеих ручках. Иначе произойдет поздний и неправильный захват игрушек руками. В дальнейшем – нарушение мелкой моторики, затруднения с письмом и рисованием.

Техника проведения детской гимнастики в 4 месяца

При занятии гимнастикой каждое упражнение желательно проводить под энергичную музыку или проговаривая вслух счет. Если развивать в грудничке умение чувствовать ритм, при звуках полюбившейся мелодии он будет совершать движения в ритме музыки самостоятельно. Массаж и гимнастика со временем становятся сложнее. Но остаются плавными и аккуратными.

«Полет» на животе

Если делать каждый день данное упражнение, мышцы живота становятся упругими, развивается вестибулярный аппарат. Малыша кладут животиком на ладони. Большие пальцы рук мамы располагаются по бокам малютки, в районе нижних ребер. Малютку приподнимают горизонтально. Стопами он упирается в мамину грудь, тельце немного выгнуто.

Круговые движения руками

Развивающая гимнастика для мышечной ткани рук. Малыш находится в положении лежа на спине. Хорошо держится за мамины пальцы. Она осторожно поднимает ручки малыша вверх, в стороны, вперед и наконец опускает вдоль тела. Вторично движения повторяются наоборот.

Массаж груди

Развивает мышечную ткань груди. Грудничок находится в положении лежа на спине. Сначала проводят поглаживания грудной клетки круговыми движениями от ребер к плечам. Потом – межреберное поглаживание. Легкий вибрационный массаж. В заключение – поглаживание. Каждое действие проводится три раза.

Покачивание на мяче

Грудничка необходимо выложить животом на большой гимнастический мяч. Ножки должны быть слегка раздвинуты, для лучшего равновесия. После принятия им удобной позы, удерживая грудничка за спинку, необходимо тихонько раскачивать мяч вперед, назад. Если малыш не капризничает, его переворачивают на спину и так же катают, удерживая за животик.

Массаж живота

Начать массаж необходимо с поглаживаний круговыми движениями по часовой стрелке вокруг пупка. Затем движение ладони продолжается по косым мышцам живота. Дальше идут легкие растирания подушечками пальцев. Во избежание появления грыжи у грудничка, пощипывающими движениями следует пройтись вокруг пупка. В завершение погладить животик.

Поворот со спинки на живот и обратно

Когда грудничок будет лежать на спинке, его необходимо заинтересовать игрушкой, и разместить ее с правой стороны от малыша. В момент, когда он повернет голову к интересующей его вещи, грудничка необходимо перевернуть на живот. Потом заново перевернуть на спину. То же повторить с переворотом на другой бочок. Движения повторяют трижды на каждый бок.

Массаж ног

Такой массаж принесет пользу мышцам ног. Приступая к массажу, грудничка надо выложить на спину. Ноги погладить снизу вверх четыре раза. Дальше нужно перейти к круговому массированию, затем поглаживанию. После того, как мышцы разогреются, можно приступить к валянию. Двумя руками необходимо обхватить ножку ребенка, и по часовой стрелке аккуратно смещать мышцы. Данный процесс необходимо делать энергично. В завершение несколько раз погладить ноги.

Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног

Малыша выкладывают на спинку, берут его за коленки, ножки подтягивают к животику и разводят колени в стороны. Затем ножки выпрямляют. Точно такую гимнастику необходимо сделать отдельно для каждой ножки.

Массаж рук

Ручки грудничка необходимо погладить от кончиков пальцев к плечикам, затем приступить к круговому растиранию. Заканчивают процедуру поглаживанием.

Читать еще:  Как отличить перелом от ушиба: симптомы, разница между травмами

Массаж спины и ягодиц

Малыша необходимо уложить на животик. Приступать к массажу следует с поглаживания спины и ягодиц, потом переходят к растиранию и успокаивающему поглаживанию. После кожу малыша массируют, слегка пощипывая. В завершение нужно погладить спинку и ягодицы малыша.

Массаж стоп и рефлекторный массаж

Не менее полезной процедурой для ребенка является массаж стоп. Несложные движения помогут развить мышцы и суставы стоп.

Стопы малыша необходимо погладить от пяточек к пальчикам три раза, после следует пять растираний.

Затем сделать постукивания указательным пальцем снизу вверх пять раз. Заканчивать процедуру следует поглаживанием.

Приседание с прогибанием позвоночника

У лежащего на спине грудничка мама обхватывает запястья, вкладывая в ладошки большие пальцы. Затем разводит руки в стороны и аккуратно тянет ребенка на себя. Малыш немного приподнимается. Ручки крохи необходимо поднять вверх и соединить их вместе. Одна рука мамы должна удерживать руки ребенка, а вторая проводит линию по позвоночнику сверху вниз. При этом ребенок должен рефлекторно выгнуть спинку. Кроху возвращают в исходное положение, придерживая головку. Это упражнение достаточно проводить один раз в день.

Скрещивание рук на груди

Для этого упражнения малыша следует положить на спину. Мама вкладывает большие пальцы в ладони ребенка. При этом он должен крепко сжать свои кулачки, зафиксировав в них мамины пальцы. Ручки крохи разводятся в стороны, а потом скрещиваются на груди. Сначала правая ручка покрывает левую, а затем наоборот. Упражнение необходимо выполнять в быстром и медленном темпах. Движения повторяются семь раз.

Особенности действий при дисплазии

Прежде, чем приступить к гимнастике, малышу необходимо подготовить мышцы при помощи растирания. Массаж следует проводить очень аккуратно, стараясь сильно не надавливать на мышцы крохи.

В первую очередь нужно подготовить ножки, растирая их от голени к бедру.

После необходимо помассировать стопы, осторожно поворачивая их в разные стороны. Поочередно размять каждый пальчик. Если ребенок поджал пальчики и не расслабляет их, можно на стопе прорисовать воображаемую восьмерку. После растирания мышцы ног нужно размять. Начиная от ступни, круговыми движениями продвигаться к голени.

Гимнастика для малыша с дисплазией будет выглядеть так:

  1. Придерживая правую ножку крохи, левую согнуть и прижать к животику. Вернуться в исходное положение. Затем, придерживая левую ножку, правую прижать к животу.
  2. Сначала одну выпрямленную ножку отвести в сторону, вернуться в исходное положение, затем другую. Если малыш начал капризничать, к этим движениям лучше прибегнуть в следующий раз.
  3. Придерживая пяточки крохи, аккуратно делать круговые движения ступнями.
  4. Осторожно поднимая ногу ребенка, постараться большим пальчиком ноги коснуться кончика носа малыша.

Все упражнения начинать с пяти подходов. Если движения не доставляют ребенку дискомфорта, можно каждый день количество подходов увеличивать на один.

Через три недели к основным упражнениям добавляются еще два, более сложных.

  1. Развести ноги в стороны, прижимая таз к поверхности; необходимо согнуть ножки так, чтобы пяточки коснулись ягодиц. Оставаться в таком положении пять секунд.
  2. Поочередно сгибать ножки, касаясь коленом противоположного локтя.

Меры предосторожности

Родители должны подходить со всей ответственностью к выполнению гимнастики с ребенком, и придерживаться несложных правил перед тем, как начать занятия с малышом. Чтобы не поранить кроху во время зарядки, маме необходимо снять кольца, проследить, чтобы были сострижены ногти, а вымытые руки оставались сухими и теплыми.

Приступая к занятию гимнастикой, не следует кожу малыша обрабатывать кремом, маслом либо тальком. Температура в комнате должна быть в пределах 22 градусов. Стол для гимнастики должен быть мягким, большим и устойчивым. Сразу после употребления крохой пищи заниматься с ребенком гимнастикой нельзя. Необходимо подождать сорок минут. Если малыш не готов заниматься зарядкой, не нужно идти против его воли. Стоит немного подождать. Лучше выбрать время, когда малыш будет в хорошем настроении.

Источник:
http://grudnichky.ru/uxod/gimnastika-dlya-4-mesyachnogo.html

Динамическая гимнастика для грудничков 4 месяца

Есть ли польза в проведении лечебной и профилактической гимнастики? Противопоказания для новорожденных и грудничков. Популярные упражнения для занятий.

Счастливое и долгожданное материнство – что может быть лучше времени, когда малыш родился и спит рядом? Иногда это счастье омрачается незначительными нарушениями в физическом развитии ребенка. И помочь могут только две составляющие – родительская любовь и лечебная гимнастика для новорожденных. Индивидуальный подход к малышу и корректный курс физических упражнений могут сотворить настоящие чудеса даже с, казалось бы, безнадежными детками.

Польза гимнастики: решение детских проблем

С первых дней жизни малышу важно чувствовать заботу и любовь родителей. А при их отсутствии возникают проблемы. Нехватка любви и контакта с родителями – это одна из главных причин заболеваний у новорожденных. Другая важная причина – это врожденные или приобретенные в процессе родов патологии. Правильная лечебная гимнастика (например, комплекс Юлии Анкудимовой «Прима») помогает корректировать эти состояния, делая кроху здоровым и крепким.

Польза для детского организма от упражнений просто колоссальная.

  • Активизируется вся кровеносная система. После физических упражнений кислород активно поступает во все клеточки организма, насыщая их и побуждая в полной мере выполнять свою работу. Особенно важно это для деток с двигательными нарушениями.
  • Происходит закаливание детского тела. Так как во время занятий малыш остается раздетым, параллельно с лечением он принимает воздушные ванны – они укрепляют здоровье крохи.
  • Если гимнастика проводится с родителями, то тактильный контакт близких людей успокаивает новорожденного.
  • В процессе занятий укрепляется вестибулярный аппарат, улучшается координация всех движений.
  • Улучшается пищеварение, так как гимнастика и массаж приводят к улучшению обменных процессов. Малыша реже беспокоят срыгивание, колики, вздутие или диарея.

С какого времени можно делать гимнастику?

Педиатры разрешают проводить детскую гимнастику в период новорожденности. Для этого должны быть соблюдены несколько условий:

1. новорожденный достиг двухнедельного возраста;

2. малыш чувствует себя хорошо физически, он не болен инфекционными заболеваниями;

3. упражнения проводит квалифицированный специалист, врач по лечебной гимнастике или массажист с соответствующими дипломами;

4. у ребенка нет строгих противопоказаний к проведению физических занятий.

В противном случае такая гимнастика принесет новорожденному больше вреда, чем пользы. Врачи учитывают все эти факторы при назначении ребенку комплекса физических упражнений. Если родители сомневаются в компетентности участкового педиатра, то можно обратиться к другим специалистам за дополнительной консультацией.

В более позднем возрасте рекомендуем не бросать и делать утреннюю гимнастику для детей 3 – 6 лет.

Противопоказания к проведению физических занятий

Динамическая гимнастика противопоказана малышам в следующих случаях:

  • врожденные пороки сердца;
  • инфекционные или воспалительные процессы;
  • повышенная температура тела;
  • рахит (в период разгара);
  • ущемленные грыжи;
  • заболевания кожи (воспалительные, гнойничковые);
  • повышенное внутричерепное давление;
  • родовые травмы (переломы или ущемления шейных позвонков).

Обычная физическая активность при этих состояниях опасна. Но это не значит, что в период заболевания новорожденный не будет двигаться. Малышам с этими диагнозами требуется особая гимнастика, подходящая под их потребности. Занятия с такими детками родители согласовывают с квалифицированными педиатрами и узкопрофильными специалистами.

Родителям ни в коем случае не разрешается экспериментировать с гимнастическими упражнениями. Все занятия с малышом должны быть согласованы с участковым педиатром. Если мама решит самостоятельно заниматься со своим крохой, то это замечательно. Но лучше всего, если первые занятия проведет специалист. Он научит все делать правильно и покажет необходимый порядок действий.

Рекомендации по проведению гимнастики

Гимнастика для малышей должна проводиться в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и квалифицированных врачей и массажистов. Они разработаны таким образом, чтобы не травмировать ребенка и принести максимальную пользу его здоровью.

1. Зарядку проводят в теплом, предварительно проветренном помещении.

2. Новорожденному открывают только те части тела, на которых будет проводиться массаж. Если малышу уже исполнилось 2 месяца, то на время занятий его раздевают догола.

3. Руки перед занятиями необходимо вымыть с мылом и согреть.

4. Снимаются все украшения (кольца и браслеты), чтобы не повредить нежную кожу грудничка.

5. Недопустимы ссадины, раны и другие механические повреждения на руках у того, кто будет проводить занятия с младенцем.

6. Для зарядки желательно брать детскую присыпку, а не крем или масло. Педиатры не рекомендуют применение жирных основ, так как они могут забить поры на коже у младенца, что приведет к затрудненному воздухообмену.

7. Проводится весь сеанс на столе, застеленном индивидуальной клеенкой и пеленкой.

8. Гимнастика и массаж не проводятся сразу после еды. Необходимо подождать 40-60 минут.

9. Все упражнения вводятся постепенно, в течение одной-двух недель.

  1. Не стоит усердствовать во время гимнастики, чтобы не вызвать у новорожденного отрицательных эмоций. Грубые и болезненные упражнения могут вызывать плач и крики.

Не стоит молчать, если специалист по лечебной физкультуре не соблюдает эти рекомендации. Можно деликатно намекнуть, как правильно подготовиться к гимнастике. Ответственный и грамотный человек будет реагировать адекватно. Если же в ответ прозвучит недовольство или оскорбление, лучше избегать помощи такого специалиста в дальнейшем.

Как настроить малица на гимнастику?

Довольно трудно настраивать младенцев на предстоящие физические занятия. Они не понимают важность таких действий и логику родительских доводов. Настаивать малышей необходимо любовью, лаской и заботой.

Как поднять настроение ребенка перед гимнастикой?

1. Малыш должен быть сытый, в чистом и сухом подгузнике.

2. В помещении должно быть чисто, тихо, тепло и свежо.

3. Родители должны присутствовать рядом, ласково говорить с младенцем, петь песни, греметь погремушками.

4. Специалист по лечебной физкультуре должен проявлять по отношению к ребенку дружелюбие.

При создании благоприятной и дружелюбной атмосферы кроха обязательно повеселеет и даст с собой позаниматься. Для месячного ребенка хватит 10-15 минут гимнастики в первый раз. В последующем время занятий увеличивают до 40 минут. Но и затягивать их не стоит, так как грудничок сильно устанет, и тогда следующее занятие не вызовет у него положительных эмоций.

Упражнения для детской гимнастики

Упражнения для физической активности грудничков различаются в зависимости от возраста. При составлении индивидуального плана занятий с ребенком определенного возраста специалист учитывает уровень развития малыша и особенности строения его организма на данном этапе. Поэтому детская гимнастика различается в разные месяцы жизни.

Возраст От 1 до 2 месяцев От 3 до 4 месяцев От 5 до 6 месяцев Упражнения, которые можно проводить. · Выкладывание на живот. · Разгибание позвоночника (тренировка рефлекса Галанта – изменения положения тела в ответ на щекотку в области поясницы) и обучение ползанию (рефлекс ползания Бауэра). · Приведение малыша в полусидячее положение на несколько секунд. · Разведение бедер. · Разведение рук и ног. · «Велосипед». · Обучение ползанию. · Гимнастика на фитболе. · Обучение ползанию. · Обучение сидению. · Гимнастика на фитболе. · Упражнения, направленные на укрепление ног грудничка и подготовку к ходьбе. На что направленна гимнастика? · На снижение гипертонуса. · На укрепление рефлексов. · На повышение координации. · На укрепление мышечного каркаса. · На повышение координации. · На снижение длительного гипертонуса мышц. · На укрепление мышц спины. · На стимуляцию сидения и переворотов в обе стороны. · На укрепление вестибулярного аппарата. Чего не стоит делать во время занятий? · Тормошить новорожденного. · Резко и грубо его хватать. · Воздействовать руками непосредственно на шею и позвоночник (разминать, тереть, давить). · Сажать кроху во время занятий. · Продолжать зарядку, если младенец плачет и кричит. · Грубо обращаться с ребенком. · Насильно усаживать, ставить или заставлять ползать. · Оставлять малыша одного на столе (может перевернуться, упасть на пол). Рекомендации массажистов Занимайтесь с грудничком дома минимальным комплексом упражнений. Это значительно укрепит его мышцы. Сочетайте простую гимнастику с упражнениями на фитболе. Это позволит малышу быстрее познать возможности тела. Зарядка в этом возрасте активно подготавливает грудничка к вставанию у опоры и дальнейшему хождению.

Важно!

Все врачи указывают на необходимость совмещения гимнастики и массажа. Они в комплексе укрепляют мышечную, сердечную, дыхательную и другие системы младенца, стимулируют развитие новорожденного в гармоничном русле. Начиная и заканчивая физические упражнения массажем, можно добиться гораздо лучших результатов, чем при проведении одной гимнастики.

Гимнастика от колик

Особое внимание стоит уделить упражнениям, направленным на облегчение состояния грудничка при коликах. В сочетании с теплом и материнской заботой такие упражнения избавляют кроху от боли.

Для того чтобы помочь ребенку, достаточно знать несколько упражнений.

1. «Самолет». Малыш лежит животом на руке родителя, вторая рука держит его за спину. Необходимо катать кроху по комнате до облегчения состояния.

2. Покачивание на фитболе. Положить малыша животиком на фитбол, рукой придерживать его за спину. Медленно и ритмично покачивать кроху вперед-назад.

3. Аккуратно и плавно прижимать ножки крохи к животику по очереди (левая – правая).

Такие упражнения простимулируют работу кишечника и облегчат состояние ребенка.

Родителям важно помнить, что гимнастика – это способ решения многих детских проблем. При этом необязательно нанимать частного массажиста или записываться в поликлинику на очередь. Достаточно маме выучить самые популярные упражнения – некоторые из них можно делать даже до того, как малышу исполнится 1 месяц. Здоровья и успехов вашему малышу!

Источник:
http://moe-online.ru/anews/897

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector