6 причин, почему ребенка нельзя ставить в угол

6 причин, почему ребенка нельзя ставить в угол

По мнению специалистов, этот старый метод наказания заставляет малыша чувствовать себя униженным и может травмировать детскую психику.

Текст: Юлия Евтеева · 9 января 2019

Наказание не всегда должно быть строгим и жестоким. Некоторые психологи утверждают, что до 4 лет детей вообще нельзя наказывать. Конечно, бывает, что дети становятся неуправляемыми. Кажется, что в них вселяется чертенок, поэтому малыш совершенно перестает слушаться родителей. Тогда отец обычно берется за ремень (хотя бы напугать), а мама грозит углом. Это неправильно. Ребенку не стоит физически чувствовать себя плохо, чтобы осознать свою вину. В любых ссорах должен быть диалог, а не монолог того, кто сильнее.

Разбираемся в основных причинах, чем опасно наказание углом вместе с психологом Борисом Седневым.

Это бесполезно

На самом деле, постояв в углу, малыш не станет послушнее или умнее.

Комментирует клинический психолог, руководитель Психологического центра Седневых Борис Седнев:

Нельзя ставить ребенка в угол, руководствуясь только эмоциями. Нельзя наказывать малыша за те поступки, которые просто не понравились родителям. Без объяснения причин, без четких и понятных инструкций, почему так нельзя поступать.

Реакция ребенка на угол, как и на любое наказание, непредсказуема. Некоторые дети, постояв в углу, будут уверены, что тем самым искупили свою вину. Другие замыкаются в себе, у третьих появляется агрессия. Психолог предупреждает, что исправится ли поведение ребенка после наказания, поймет он что-то или нет, зависит от способа, каким его поставили в угол. Это было сделано с криком, с агрессией, в шутку и т.д. Опять же, стоит учитывать возрастные и индивидуальные особенности. У детей раннего возраста внимание не так развито, как у старших. И малыши могут просто заиграться, переключиться на что-либо другое и забыть о данных вам обещаниях. За это нельзя наказывать, нужно быть терпеливыми и чуткими.

Показать беспомощность

По словам специалиста, подобным непоследовательным, зачастую импульсивным наказанием можно не только не выровнять поведение ребенка, но и причинить серьезный вред его психическому здоровью. В некоторых ситуациях проявления родителями своей импульсивности, прежде чем отправить ребенка в угол, может оказаться полезным задать себе вопрос: «Я хочу помочь своему ребенку или наказать его?» В ситуациях, когда родители постоянно не могут договориться со своим ребенком и угол видится им единственным выходом из всех возможных ситуаций непослушания, возможно, им самим стоит «постоять в своем углу» и подумать над тем, что они упустили и каким другим способом можно договориться с ребенком. И если все идеи и способы иссякли, обратиться за помощью к специальной литературе, программам для помощи родителям в подобных ситуациях или специалисту.

Как правило, в семьях, в которых выстроено взаимопонимание между родителями и детьми, пройти все «капризные» возрастные этапы не представляет труда. И в таком «древнем» способе воспитания, как угол, просто не будет необходимости.

Падает самооценка

Самое главное, что этот метод наказания приводит к серьезным последствиям в будущем. Психологи замечают, что малыши, которые в детстве обтирали углы, во взрослой жизни становятся неуверенными в себе, обладают низкой самооценкой. Некоторые родители считают, что, постояв в углу, ребенок может успокоиться. Но охладить пыл можно с помощью рисования или лепки. Полезны также пешие прогулки вдвоем с малышом. Вы должны разговаривать с ребенком, а не переписываться с подружкой в социальных сетях.

«Родители меня не любят»

А вы не задумывались, что, когда вы ставите ребенка в угол, он рассуждает так: «Мама меня не любит. Разве можно так поступить с тем, кто тебе дорог?» Применяя силу, вы отдаляетесь от своего малыша. В будущем вряд ли у вас сохранятся нормальные отношения. Душевные травмы, которые получены в детстве, во взрослой жизни превращаются в серьезные комплексы.

Угол ничему не учит

Своеобразная изоляция не только не является гуманной, но и совсем неэффективна. Во время наказания малыш не будет думать о том, как нехорошо показывать язык прохожим или грызть ногти. Скорее всего, он будет придумывать очередную шалость и то, как он вам отомстит.

Воспитание страданием недопустимо

Дети должны смеяться, бегать, прыгать, быть непослушными. Конечно, все должно быть в определенных рамках. Если ребенок не способен пошалить, это плохо. Естественно, родители не должны позволять малышу делать все, что он хочет. В воспитании нет места применению силы. Дети должны усвоить, что прав тот, кто умнее. Если вы причиняете ребенку боль, то он будет стараться избегать страдания. Появится страх. Малыш начнет врать, только чтобы избежать наказания.

Если же вы все-таки являетесь сторонником «стояния в углу», то психолог Борис Седнев составил для вас правила, к которым стоит прислушаться – ведь важно не то, ставите вы ребенка в угол или нет, а то, как вы это делаете! Само по себе нахождение в «углу» имеет для ребенка гораздо меньшее значение, чем-то, каким образом, кто и за что его туда поставил.

Ребенок должен знать о существовании подобного наказания и в каких случаях оно возможно (желательно, чтобы это были крайне исключительные случаи).

Время наказания должно быть определено заранее. Само по себе «время» не должно быть наказанием. Время необходимо подбирать так, чтобы ребенок мог успокоиться, понять, что он сделал не так, и как следует исправить свое поведение. Как правило, для этого хватает пяти минут. В некоторых случаях (например, при повторном нарушении поведения в той же ситуации или при нежелании отстоять положенные по договору пять минут) время можно увеличить на несколько минут или даже удвоить. Но в любом случае крайне важно, чтобы ребенок обо всех правилах знал заранее.

Перед тем как исполнить подобное наказание, обязательно следует поговорить с ребенком и обсудить ситуацию. Объяснить ему, почему в данном случае стоит вести себя по-другому, кому своими действиями ребенок может причинить неприятности и чем подобное поведение плохо. Если ребенок причиняет кому-то вред, то можно предложить ему мысленно проиграть ситуацию, поменяться ролями, дать ребенку понять, что другому человеку это может быть неприятно.

Когда вы обсуждаете с ребенком его поведение и даете рекомендации, не стоит это делать в назидательном тоне. Выслушайте ребенка, учтите его желания и мотивы и уже вместе с ним найти оптимальный способ поведения.

После того как вы выслушали ребенка и высказали свою точку зрения, подкрепите ее примерами. У вас гораздо больше опыта и наверняка есть моменты, о которых ребенок даже не догадывался. Приводя примеры, не будьте занудой, подумайте, как можно заинтересовать ребенка новым способом поведения, чтобы ему самому захотелось в подобных ситуациях поступать по- другому.

Ставя ребенка в угол, следует обязательно четко обозначить суть подобного наказания. Сделать это можно словами: «А теперь постой и подумай над своим поведением». Здесь можно напомнить, чтобы он подумал о том, какой вред он мог причинить своими действиями, кому сделать неприятно. И самое главное – подумать о том, как вести себя по-другому. «Ты уже большой, и я надеюсь, что за эти пять минут ты сделаешь правильные выводы и примешь правильные решения, как вести себя по-другому».

После того как ребенок отстоял наказание, спросите у него, какие выводы он сделал и как теперь будет вести себя в подобных ситуациях. За правильные выводы стоит похвалить ребенка. В некоторых случаях внести необходимые коррективы и убедиться, что малыш понял и согласен. И честно и искренне желает изменить свое поведение.

Источник:
http://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/pochemu-rebenka-nelzya-stavit-v-ugol/

Можно ли ставить детей в угол: ответ практикующего психолога

Время чтения этой статьи: 12 мин.

Многие современные родители размышляют над вопросом, как не нанести физические и психологические травмы своему ребенку во время его воспитания. Особенно сложно подобрать эффективные наказания для своих детей, в случае их провинности или неподобающего поведения. Сегодня главным из распространенных методов наказания, как и много веков назад, является постановка ребенка в угол. Можно ли ставить детей в угол в современном мире?

Читать еще:  Витграсс - сок из ростков пшеницы - Панкреатит форум

Вступление на тему наказания в углу

Такой метод является основным официально признанным наказанием для детей детсадовского и младшешкольного возраста. Психологи и педагоги, представляющие западную школу, и некоторые отечественные представители системы воспитания называют этот метод «таймаут». И считают, что именно он является самым строгим из применяемых наказаний.

Но есть множество мнений, как за этот метод наказания, так и против него. Много спорят о последствиях, которые может повлечь его использование даже за незначительную провинность ребенка.

В интернет сети есть множество информация по этому вопросу. Но её не структурируют и не подкрепляют точными научными аргументами.

В этом материале разъяснена чёткая позиция научного психолого-педагогического сообщества, взятая за основу психологами–практиками. Изложенная здесь информация поможет разрешить большую часть умозаключений и сомнений. А также даст рекомендацию каждому родителю прийти к собственному мнению в вопросе о том, стоит ли наказывать детей постановкой в угол.

Откуда возник этот метод наказания?

История возникновения данного наказания уходит своими корнями в конец XIX-го века. Тогда группа зарубежных психологов начала исследование по теме эффективности детских наказаний и поощрений. Исследования и эксперименты одновременно происходили в Германии и Англии.

Например, исследователи из Германии установили, что если при неконтролируемых криках-капризах и плохом поведении ребенка оставить одного в комнате и посадить его на высокий стул, повернув лицом в угол, пусть даже на непродолжительное время, то истерика прекращается. Это происходит потому, что наблюдателей нет и ему становится совсем не интересно.

На основании вышеописанного успеха в эксперименте, исследователи решили проверить, как данный метод будет действовать, если применить его, как наказание за серьёзную провинность, а не просто шалость.

Например, исследователи из Англии провели эксперимент. Он заключался в том, что малыша, взявшего без спроса конфетку, отправили в угол. Совсем на непродолжительное время. Затем его выпустили и попросили родителей понаблюдать за поведением ребенка в течение месяца. Аналогичный проступок повторялся четырежды. Каждый раз ребенок был направлен в угол. Спустя ещё месяц родители заметили, что поведение их малыша изменилось в лучшую сторону.

После ряда таких экспериментов было принято решение о применении этого вида наказания, как основного, при любых, даже грубых повинностях.

Можно ли ставить детей в угол с психологической точки зрения

Несомненно, данный вид наказания более приемлем, нежели телесное, или лишение чего-либо, что детям нравится больше всего.

Применение санкций в виде постановки в угол можно считать психологически правильным. Поскольку, находясь там, наедине с собой, и обдумывая свой проступок, ребенок имеет возможность подумать над своим поведением. Именно это, по мнению известного детского педиатра и телеведущего доктора Комаровского, является основной целью назначенного родителями наказания. Необходимо отметить, что наказание углом должно быть только правильное. Действительно за реально плохое поведение или проказы детей, а не за мелкие шалости.

Ни в коем случае нельзя ставить ребенка (как делают многие родители) «на горох» либо «на гречку». Постановка голыми коленками или ногами на крупу является категорически неверным способом воздействия. В таком варианте происходит нанесение психологической травмы и унижений. Ведь это атака подавления личности ребенка. Применяя наказание углом или, как в западной традиции принято называть этот метод, тайм-аут, необходимо руководствоваться нижеописанными правилами. Применяя их воспитание станет более эффективным и действенным.

Правила таймаута

В России метод таймаута до настоящего времени существует по всем известному сценарию постановки ребенка в угол с применением крупы. Многие родители и сегодня ставят своих непослушных чад голыми ногами «на горох/на гречку», или просто на холодный пол.

Следует разобраться, как правильно нужно наказывать дитя-неслуха этим способом, чтобы он был эффективным и быстро приносил результат.

Правило№ 1. Максимальная длительность таймаута должна равняться двойному возрасту ребенка в минутах. То есть, если малышу, получившему наказание, пять лет, то в углу он должен находиться не более десяти минут.

Правило № 2. Должно быть предусмотрено определенное место, например правый дальний угол комнаты. Там может находиться стул или коврик, куда на время перевоспитания будет отправлен ребенок в случае своей провинности.

Правило№3. Никогда не стоит применять постановку детей «на гречку/горох». Ведь причинение болевых ощущений неизбежно в таком случае. А это не предусмотрено данной методикой наказания провинившегося ребенка. Научно доказано, что подобные постановки в угол губительно отражаются на психике детей.

Правило №4. По этому правилу ребенок должен находиться в комнате во время наказания в одиночестве. Стул, если используется, следует повернуть «лицом в угол».

Правило №5. Перед тем, как отправить ребенка отбывать свою провинность в угол, необходимо доходчиво объяснить ему, что такого он не так делает и почему его наказывают, чем плохо было его поведение. При разговоре с ребенком не допустимо поддаваться собственным эмоциям. Не повышайте на него силу своего голоса, переходя на крик.

Правило № 6. Важно помнить и понимать, что нельзя отправлять малышей в угол просто так, профилактически. Так поступают некоторые родители, устав от детей. Нельзя наказывать человека, пусть даже маленького, без видимой веской причины. Такое наказание будет неэффективным.

Основной целью постановки в угол является процесс размышления провинившегося малыша над своим проступком и поведением вследствие него.

Две группы-лагеря родителей

Исходя из вышеописанного, следует разделить всех родителей на две группы-лагеря, в зависимости от своего отношения к наказанию детей по системе «таймаут».

К родителям и их мнению присоединяются профессионалы-психологи, специализирующиеся по роду своей деятельности на детях младшего возраста.

К первой группе-лагерю относятся психологи и родители, являющиеся противниками таймаута. Они приводят аргументы отрицательной направленности.

Вторую группу-лагерь составляют психологи с родителями, являющиеся сторонниками наказания углом. Они приводят аргументы положительной направленности.

Аргументы за наказание положительной направленности

  • При постановке ребенка в угол за плохое поведение должны отсутствовать телесные наказания, способные принести физический вред здоровью. Наукой доказано, что телесные наказания подвергают человеческую психику риску возникновения психических расстройств. Причинение боли не может считаться правильным видом наказания. Рукоприкладство вообще не может расцениваться в качестве доступного и регулярного метода наказания. Даже рядовой подзатыльник.
  • Благодаря наказанию таймаут, наблюдается высокая эффективность результата от него. Этот метод относится к одному из вариантов психологического переключения. Во время нахождения ребенка в углу он размышляет. Особенно действенным этот метод оказывается для гиперактивных детей, поскольку на некоторое время ограничивается их активность.
  • Необходимо отметить, что наказание углом эффективно с возраста 3-х лет, когда ребенок уже может отвечать за свои поступки.

Аргументы против наказания отрицательной направленности

  • Родители с психологами, выступающие против таймаута, считают его «варварством».
  • Такое воздействие может привести к нарушению у ребенка его психологического комфорта, разрушая его личность. А также способствует возникновению у него скрытности и недоверия к родителям.
  • Не рекомендуем применять любые наказания детей раннего возраста, примерно до 2 лет. Ведь они не смогут понять смысл стояния в углу. Им ещё недоступна способность полноценного понимания процессов мышления и размышления (в силу их возраста). Поэтому в этом случае этот метод будет неэффективен, вследствие чего, постановка детей такого возраста в угол является бесполезной. В лучшем случае, результатом станет возникновение страха или, что еще хуже, фобии.

Если следовать рекомендациям доктора Комаровского, нужно учесть, что никогда нельзя лишать ребенка его физиологических потребностей, к которым следует отнести:

  • прогулки на воздухе;
  • режим в еде;
  • дневной и ночной сон;
  • время приготовления домашних заданий и посещения развивающих и спортивных кружков.

В качестве наказания, кроме постановки в угол, детей можно лишить лакомства. Или чего-то ещё иного, но не отражающегося на их физиологических потребностях.

Читать еще:  Стригущий лишай у детей на голове: фото, признаки и лечение в домашних условиях

И ещё, чем больше ребенок занят делом, тем меньше у него останется времени на проказы и шалости.

Источник:
http://mojnoli.ru/stavit-detej-v-ugol/

Можно ли ставить ребёнка в угол: доводы сторонников и противников

НАПИШИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ ОБ ЭТО

Кто-то из родителей безоговорочно и не раздумывая отправляет непослушного малыша в угол после провинности. Кто-то категорически отвергает этот метод наказания. А кто-то до сих пор пребывает в растерянности и сомнениях, ломая голову над вопросом, можно ли ставить ребёнка в угол, прежде чем использовать эту экзекуцию на практике. И чтобы прийти к какому-то выводу, необходимо взвесить все «за» и «против» неоднозначного вопроса.

Ставить ребёнка в угол можно

Не все психологи и психотерапевты однозначны и категоричны в вопросе «угла» в качестве метода наказания. Есть те, кто выступает «за» такой способ воспитания. Если вы склоняетесь именно к такому решению возникшей перед вами задачи и хотите лишь успокоить свою совесть, можете сделать это, выяснив их доводы.

  1. Эффективность. Для большинства детей (особенно для активных и общительных) ограничение их свободы, движения, перемещения и общения — страшное наказание, которого они будут всячески избегать. А значит — постараются не совершать тех действий, за которые их наказывают таким образом. Если повышенная активность – это про вас, тогда рекомендуем ознакомиться со статьей: http://www.vse-pro-detey.ru/vospitanie-giperaktivnogo-rebenka/.
  2. Отсутствие силы. Всё-таки поставить ребёнка в угол — более приемлемый метод дисциплинировать шалуна, чем рукоприкладство.
  3. Накопленный годами опыт. Это наказание старо, как мир, а прежняя система воспитания, как известно, давала неплохие плоды.

Доводы убедительны, но не забывайте о том, что все детки разные. Для кого-то и два часа стояния в углу окажутся пустой тратой времени, после которой он пойдёт и сделает ещё раз то, за что вы его наказали. Поэтому так важно объяснять малышу, почему вы с ним так поступили, обсудить с ним это и не перегибать палку: стояние в углу должно ограничиваться минутами, а не исчисляться часами. Чтобы учесть все эти обстоятельства и не сделать опрометчивого шага, всё-таки прислушайтесь и к доводам противоборствующей стороны.

Ставить ребёнка в угол нельзя

Часть психологов и психотерапевтов выступают категорически против такого метода наказания, и у них в арсенале есть масса своих доводов на этот счёт. Стоит учесть эти моменты перед тем, как наказывать малыша стоянием в углу.

  1. Отсутствие гуманности. Ставить ребёнка лицом в угол на какое-то время, лишая его движения и общения, — жестокая мера наказания.
  2. Отсутствие эффективности. Большая часть детей не понимает этого наказания. Ребёнок не может сосредоточиться в такой обстановке на своих мыслях и думать, раскаиваясь, о своих проступках. Соответственно, наказание теряет свой смысл: вы ничего не добьётесь им. Если же у непослушного сорванца сформируется страх перед этим углом, он будет всего лишь избегать тех ошибок, за которые его ставят в угол. Педагоги-психологи считают, что такая воспитательная мера неэффективна, так как будут напрочь отсутствовать осознание своих ошибок и самосовершенствование.
  3. Последствия. Психологи утверждают, что дети, которых наказывали таким образом в детстве, вырастают с низкой самооценкой, нестабильным эмоциональным и психическим здоровьем, а также склонны к девиантному, вызывающему поведению.

Доводы ещё более внушительные, чем у сторонников такого метода наказания. Однако стоит помнить о том, что здесь приведены крайности. Это не значит, что все дети, которые стоят у своих родителей в углу, будут в будущем психологически надломлены и ущербны. Вопрос, можно ли ставить ребёнка в угол, каждый родитель решает для себя сам. Это будет зависеть от семейных ценностей, методов воспитания, принятых в семье, а также от личности самого малыша. Для кого-то это наказание работает во благо, а кого-то, действительно, загонят в угол с точки зрения психологии.

Источник:
http://www.baby.ru/blogs/post/263854450-202182486/

Можно ли ставить ребёнка в угол: советы родителям

Из этой статьи вы узнаете:

Кто-то из родителей, не раздумывая, совершенно безоговорочно отправляет ребёнка в угол после очередной провинности. Некоторые категорически отвергают данный метод наказания. Кто-то пребывает в полной растерянности и сомнениях, ежедневно ломая голову над вопросом, можно ли ставить ребёнка в угол, прежде чем использовать такую экзекуцию в домашней практике. Чтобы прийти к правильному и обоснованному выводу, желательно предварительно взвесить все «за» и «против» такого неоднозначного но очень важного для всех родителей вопроса.

Можно ставить ребёнка в угол: «за»

Не все психологи (и даже психотерапевты) категоричны и однозначны в вопросе «угла» как метода наказания. Есть такие, кто его советует и активно выступает «за» такой старый и проверенный способ воздействия на маленького ребёнка. Если и вы, как родители, склоняетесь к данному решению возникшей перед вами дилеммы и хотите успокоить свою совесть, это вполне возможно, изучив доводы сторонников «угла».

  1. Высокая воспитательная эффективность. Для большинства детей дошкольного возраста (особенно для гиперактивных и чрезмерно общительных) любое ограничение их свободы, перемещения, движения и общения — очень страшное наказание, и они его будут стараться всячески избегать. Значит — будут стараться не совершать действий, за которые вы будете наказывать их таким образом.
  2. Отсутствие физического воздействия. Всё-таки ставить ребёнка в угол — более приемлемый способ наказания шалуна, чем ремень и рукоприкладство.
  3. Проверено годами. Данный метод дисциплинирования стар, как мир, значит — проверен годами. Прежняя система воспитания давала неплохие результаты.

Все вышеприведённые доводы очень убедительны, но не забывайте и о том, что все дети очень индивидуальны, и один ребёнок другому — рознь. Для некоторых два часа стояния в углу — лишь пустая трата времени, после чего он пойдёт и снова сделает то, за что его наказали родители. Так что никогда не забывайте обязательно объяснять малышу, почему вы так поступили с ним (поставили в угол), подробно и доверительно, спокойным тоном обсудить с ним это и ни в коем случае не перегибать палку. Помните, дорогие родители, что стояние в углу должно исчисляться минутами, а не часами. Учитывайте все эти нюансы и не делайте опрометчивого шага. Ну и, конечно, прислушайтесь к доводам противоположной стороны. Возможно, после этого вы пересмотрите своё отношение к такому методу наказания.

Нельзя ставить ребёнка в угол: «против»

Всё-так большая часть психологов и психотерапевтов выступают против столь сурового метода наказания. У них в арсенале есть немало доводов по этому поводу, с которыми обязательно стоит ознакомиться всем родителям. Учитывайте их перед тем, как ставить своего непослушного малыша в страшный угол.

  1. Негуманно. Психологи утверждают, что ставить ребёнка в угол лицом даже на небольшое время, лишая его общения и движения, — достаточно жестокая мера наказания, которая в будущем может стать источником у него комплексов.
  2. Неэффективно. Некоторые психологи утверждают, что большая часть детей такого наказания не понимает. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться в этой обстановке на своих мыслях, думать, раскаиваться о своих проступках. Поэтому наказание теряет весь свой смысл: вы так ничего и не добьётесь. Часто у ребёнка формируется страх перед углом, и он интуитивно будет избегать ошибок, за которые его так наказывают. Педагоги считают, что эта воспитательная мера очень неэффективна, так как исключает осознание своих ошибок и процесс личностного самосовершенствования.
  3. Негативные последствия. Согласно мнению психологов, дети, которых часто наказывали таким образом, отличаются низкой самооценкой, нестабильным психическим и эмоциональным здоровьем, склонны в будущем к девиантному, неадекватному, вызывающему поведению.

Согласитесь: доводы ещё более серьёзные внушительные, чем у сторонников старинного метода наказания. Учтите, что здесь приведены крайние точки зрения. Это вовсе не значит, что все дети, которых наказывают углом, вырастут психологически надломленными и ущербными. Данный вопрос, можно ли ставить ребёнка в угол, родители в каждом отдельном случае решают сами. Это зависит от семейных ценностей, личности ребёнка, методов воспитания, принятых в семье. Для кого-то это наказание будет благом, а кого-то оно, действительно, загонит в угол в прямом смысле этого слова.

Читать еще:  Папазол – инструкция по применению, показания, противопоказания, отзывы

Источник:
http://sovety-dlja-vseh.ru/mozhno-li-stavit-rebjonka-v-ugol/

Ставить ребенка в угол: можно ли так наказывать?

Большинство детских психологов и педагогов убеждены, что ставить ребенка в угол можно. Это один из наиболее гуманных и эффективных методов наказания.

Он основан на том, что ребенок временно лишается свободы и всех доступных ему видов развлечений: не может бегать, прыгать, играть, даже рассматривать комнату. Вынужденное безделье дает ему время и возможность подумать о своем поведении, а скука обеспечивает эмоции, которые не хочется пережить снова. Вспомните, совсем маленькие дети даже плачут от скуки! Вместе с тем, малыш находится на виду, и родители могут быть уверены, что с ним не случится ничего плохого (в отличие от ситуации, когда ребенок заперт в комнате, например).

Ставить в угол намного гуманнее, чем шлепать по попе. Этот метод не имеет негативных последствий рукоприкладства: он не вызывает агрессии, не формирует комплексы, неврозы и неуверенность в себе. Напротив — чересчур активным малышам он помогает успокоиться, а всех остальных учит думать, фантазировать, занимать себя в отсутствие телевизора и игрушек.

И, наконец, этот метод проверен множеством поколений, благодаря чему, во-первых, доказан его воспитательный эффект, а во-вторых, создана система негласных правил, без которых он не работает или работает не так.

Прежде всего нужно понять, что время, проведенное ребенком в углу должно исчисляться минутами, а не часами. Иначе неврозы и нарушения психоэмоционального состояния точно не заставят себя ждать. Далее родители должны четко понимать, за что ребенок наказан, и спокойно объяснить ему, какие причины привели его в угол и какие действия необходимы для «освобождения». Не используйте метод отложенного наказания (когда ребенок плохо вел себя на прогулке, вы спокойно догуляли положенные два часа, а в угол поставили его уже дома): дети не способны осознать причинно-следственные связи с такой протяженностью во времени, а потому воспринимают действия родителей как несправедливые. Будьте последовательны: пообещали — накажите, покаялся — выпустите. Устанавливайте гуманные и справедливые условия освобождения, не забывайте, что ваша цель в том, чтобы ребенок осознал свое плохое поведение, а не в том, чтобы он помыл полы во всей квартире, например.

Соблюдение этих правил сводит на нет все доводы противников «углового метода». Это, однако, не означает, что «постановка в угол» подходит абсолютно для всех. Она не для вас, если

– вы не можете найти приемлемый способ заставить ребенка стоять в углу, исключающий применение физической силы;
– ребенок отказывается выходить из угла, даже когда вы разрешаете ему это сделать;
– стояние в углу вызывает у малыша слишком острую эмоциональную реакцию: он закатывает истерики, бьется об стены, до основания обкусывает ногти и т.п.

Благодарим педагогов Центра развития и образования Элитора за помощь в подготовке материала

Источник:
http://eva.ru/kids/children-health/read-stavit-rebenka-v-ugol-mozhno-li-tak-nakazyvat–21145.htm

Можно ли детей ставить в угол

Кто из нас в детстве не шалил и был всегда послушным? Трудно будет найти такого человека. Для ребенка вполне естественно играть, изучать пространство и нарушать правила. Это может быть даже полезно, ведь маленький человек начинает исследовать границы и в отношениях с родными, и с миром в целом. Но это не значит, что нужно поощрять неприемлемое для вас поведение ребёнка.

Когда добиться послушания договором не удается, встает вопрос о том, как наказывать ребенка. Существует много разных форм наказаний, о них мы уже писали в наших статьях. В этот раз рассмотрим один из самых распространенных способов. Другими словами, попробуем ответить на вопрос: можно ли ставить ребенка в угол?

Классическая ситуация: ребенок капризничает, не хочет что-то делать или, наоборот совершил что-то такое, что повергло в шок маму, папу, бабушку и других взрослых. И вот мама отправляет ребенка в угол, ставит его личиком к стенке и говорит, чтобы тот «думал о своем поведении». Возникает вопрос: о чем в углу думает ребенок?

Оказавшись один после веселой игры или в состоянии повышенной активности и напряжения (как при истерике) в темном углу, без возможности подвигаться, ребенок вряд ли будет хладнокровно рассуждать о своем поведении и продумывать более конструктивные варианты действий. В такой ситуации скорее всего он столкнется с сильными переживаниями и чувствами: обида и злость на маму, страх одиночества, сильное физическое и нервное напряжение, чувство вины.

Для того, чтобы понять, насколько это наказание действенно и при этом безопасно, рассмотрим его с разных сторон.

  1. Отправляя ребенка в угол, мы прекращаем проявление того неприемлемого поведения, которое стало причиной наказания. Это может быть действенно и эффективно, если ребенок находится в состоянии истерики или балуется и не может успокоиться, когда родители его об этом просят. Таким образом угол может дать возможность переключиться. Данная функция не имеет смысла, если наказание назначается ребенку спустя некоторое время после проступка (например, за плохую оценку или драку в детском саду). В таком случае имеет смысл выбрать другой способ наказания.
  2. Наиболее правильно назначать ребенку наказания не только безопасные, но и полезные для него. С этой точки зрения, ограничение передвижения может стать тренировкой выдержки и самоконтроля. Только наказание должно соответствовать здравому смыслу и возрастным особенностям малыша. Нельзя 3-х годовалого ребенка посалить в угол на 20 минут, для него хватит 2-3 минут. Необходимо ориентироваться на то, насколько для ребенка сложно удерживать внимание и сохранять спокойствие. Можно постепенно увеличивать время наказания. Если же для ребенка не представляет труда вести себя спокойным, а, напротив, ему не хватает активности, данное наказание потеряет полезные свойства и оставит после себя только обиду и чувство вины. В этом случае, также стоит поискать более подходящие формы наказания.
  3. Я уже писала о том, что у ребенка может возникать чувство одиночества во время этого наказания. Здесь есть тонкая грань: с одной стороны, бывает полезно ограничить внимание, которое получает ребенок, например, во время истерики или манипуляции с его стороны. Но, с другой стороны, абсолютно недопустимо лишать родительского внимания полностью. Важно, чтобы ребенок твердо знал, что несмотря на то, что его наказали, родители все равно его любят и ценят. Им не нравится то поведение, которое стало причиной наказания, но любовь из-за этого не потеряется.
  4. «Подумай над своим поведением» – довольно сложное задание, учитывая те чувства, которые возникают у ребенка. Однако, если после окончания наказания обсудить с ребенком причины. Для этого важно предупредить его в начале, что после наказания вы вместе поговорите о ситуации.
  5. Отметив различные стороны наказания, мы встаем перед вопросом: почему необходимо отправлять ребенка в угол? Находясь в углу, маленький ребенок может столкнуться с разными страхами, что не только не поможет ему исправить свое поведение, но и станет причиной серьезных негативных последствий: повышение тревожности, усиление страхов, ночные кошмары. Существует более безопасный способ наказания, сохраняющий полезные качества, которые мы уже рассмотрели. Для этого нужно найти место в комнате, где ребенок будет вдали от отвлекающих стимулов (телевизор, игрушки, компьютер, другие дети), не будет находиться в центре внимания родителя, но, в то же время, сможет его видеть.

Таким образом, отвечая на вопрос, можно ли ставить ребенка в угол, необходимо четко понимать, чего вы хотите добиться наказанием. Важно помнить о безопасности и тех последствиях, которые могут возникнуть в случае, если наказание будет недостаточно подходить к ситуации или ребенку.

Мария Борисова, психолог Центра тренинга и консультирования “12 коллегий”.

Источник:
http://12kollegiy.ru/about/articles/mozhno_li_stavit_rebenka_v_ugol/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector