Методика раннего физического развития Гленна Домана

Методика раннего физического развития Гленна Домана

Методика раннего физического развития, разработанная Гленном Доманом и его коллегами, состоит из системы упражнений и занятий, направленных на развитие двигательных навыков, развитие мануальных навыков и развитие чувства равновесия. Основным открытием Домана, на котором и строится вся его система, стала теснейшая взаимосвязь между двигательной активностью ребенка и уровнем развития его интеллекта. Поэтому главным правилом всех упражнений является движение – свободное, не ограниченное ни во времени, ни в пространстве.

Как это появилось?

Гленн Доман – американский врач, психотерапевт, в конце 1940‑х годов основавший в Филадельфии Институт развития человеческого потенциала. Первоначально Доман занимался с детьми, получившими травмы мозга и имевшими отклонения в развитии. Разработанные им упражнения по физическому развитию необычных малышей оказались настолько эффективными, что он решил перенести свои методы и на здоровых детей.

Зачем это нужно?

Методика Гленна Домана направлена на как можно более раннее развитие всех возможностей человеческого организма – и интеллектуальных (см. об этом подробнее соответствующие разделы), и физических. Дети, занимавшиеся по этой методике, уже в пять лет хорошо плавают, бегают кроссы, занимаются гимнастикой и балетом. Темпы развития малышей по методике Домана значительно опережают темпы развития «обычных» детей. Сравните: «обычный» ребенок начинает ползать в семь месяцев, а «домановский» – в три; ходить обычно начинают в одиннадцать‑двенадцать месяцев, у Домана – в шесть, преодолевать препятствия на пути обычный малыш начнет в восемнадцать месяцев, а воспитанный «по Доману» – в девять…

Что развивается с помощью метода Гленна Домана?

Гленн Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них – моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо – полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. В результате многолетних наблюдений сотрудники Института развития человеческого потенциала, в котором работал Гленн Доман, обнаружили, что в своем развитии каждая из перечисленных функций проходит семь стадий. На каждой из них малыш приобретает определенные двигательные навыки, которые тесно взаимосвязаны с работой мозга. На первой стадии управление слухом, зрением, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга. На последней, седьмой – верхними отделами коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается в работу организма, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями. В семь лет рост мозга практически завершен, и к этому возрасту уже фактически предопределено, что будет представлять собой человек и в физическом, и в интеллектуальном плане. Конечно, и в дальнейшем сможет чему‑то научиться, но для этого ему потребуется гораздо больше времени и сил.

Поэтому чем раньше ребенок начнет двигаться, тем быстрее будет расти и развиваться его мозг. Доман утверждает, что чем раньше ребенок начнет ползать, тем раньше он научится читать, а чем раньше он научится читать, тем легче и быстрее он освоит высшую математику. Но в основе всего лежит движение (ползание, ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.

Как этим заниматься?

Начинать как можно раньше, буквально с первых минут жизни. Но если вы пропустили это время – ничего страшного, можно подключаться к программе Домана в любом возрасте до 6,5‑7 лет.

Как развивать двигательные навыки?

Все свои действия соотносите с главным правилом системы Домана: создавайте идеальную среду для детской подвижности.

Упражнение 1. Лежим на животе Доман указывает, что детеныши животных почти никогда не лежат на спине, беспомощно барахтая лапками. Поэтому и человеческий ребенок должен как можно чаще и дольше лежать на животе с первых минут жизни.

Упражнение 2. Отсутствие пеленания «Пеленать ребенка – преступление», – считает Доман, ведь в пеленках он не может двигать своим телом. Поэтому на ребенке должен быть минимум одежды, которая не будет стеснять движение рук и ног.

Упражнение 3. Ползание Дети, занимающиеся в институте Домана, начинают ползать фактически с первых дней жизни – и это считается главным упражнением для новорожденных. Для этого малыши и родители устраиваются на полу (кстати, ученики Домана даже спят на полу с детьми – ведь малыши ползают и во сне), причем не накрытом ковром. Пол должен быть идеально ровным, чистым и безопасным. Опускать ребенка на пол надо не менее десяти раз в день, всячески поощряя его двигаться. Очень удобен специальный желоб для ползания (он даже получил название «трек Домана»): к доске длиной 1 м и шириной 40 см прикрепляются бортики высотой около 15 см, вся конструкция обклеивается поролоном, и один из краев желоба приподнимается. Малыш, оказавшись в таком желобе, ползет как бы под горку. Хорошим показателем считается, если ребенок в возрасте от рождения до 2,5 месяца проползает 60‑90 см без остановки в течение 10 минут, а в три месяца поднимается на четвереньки.

Как только ребенок научится ползать, не ограничивайте пространство для его движения – напротив, расширяйте его, расставляйте привлекательные предметы на большом расстоянии друг от друга, чтобы поощрять малыша самостоятельно добраться до них.

Упражнение 4. Ходьба Как и при обучении ползанию, при обучении ходьбе следует создать для ребенка максимально открытое пространство. В институте Домана не существует манежей, колясок, ходунков и прочих приспособлений, ограничивающих свободу движений малыша. Доман не рекомендует держать за руку детей, которые учатся ходить, – так задерживается формирование чувства равновесия; да и вообще перемещаться, задрав руку выше головы, крайне затруднительно. Можно поставить в комнате невысокую устойчивую мебель, на которую малыш сможет опираться.

Доман советует делать первые шаги босиком. Когда ходьба освоена, устраивайте ребенку ходьбу с препятствиями: пусть он самостоятельно поднимается на бордюры, перебирается через канавки. Обязательно 15 минут в день ходите с малышом вверх и вниз по лестнице.

Упражнение 5. Бег Как только малыш научится уверенно ходить, он начинает бегать. Рекомендуется устраивать совместные пробежки взрослых с ребенком.

Первоначально следует бегать немного, но часто, затем удлиняя время бега и дистанцию. В институте Домана на первой неделе устраивается 20 пробежек на 90 м, а на 24‑й – две пробежки на 900 м. Бегать следует всегда в одном и том же месте (например, соседнем парке), поскольку внимание ребенка отвлекается на окружающие его предметы. В этом нет ничего страшного: «рваный» бег тоже полезен. Но когда маршрут станет ребенку привычен, он будет меньше отвлекаться по сторонам. Очень удобно бегать во время прогулок: вы идете с ребенком пешком, иногда предлагая ему пробежаться. К четырем годам ребенок, занимавшийся по программе Домана, может пробежать 5 км без остановки за 40 минут.

Как развивать мануальные навыки?

Дата публикования: 2014-11-18 ; Прочитано: 1211 | Нарушение авторского права страницы

Источник:
http://studopedia.org/4-91361.html

Методика обучения Глена Домана для детей с ограниченными возможностями

Глен Доман автор известной в мире методике о развитии младенцев с ЗПР. Он считает, что только мать знает о своем ребенке все, поскольку она чувствует его сердцем. Многие профессиональные организации, которые зарабатывают деньги на детях с поражением мозга, не поддерживают программу Домана. Поскольку он верит, что восстановить малыша могут родители намного лучше любого профессионала.

Программа обучения Глена Домана направлена на обучение взрослых работать с детками, которые имеют ЗПР.

Методика Глена Домана для детей с ЗПР

В институт достижения человеческого потенциала обратилось более 135 национальностей. Главный приоритет этих людей – дети. Заниматься по системе Глена Домана могут малыши, у которых диагностировали различные ЗПР:

  • Травмы мозга различной степени.
  • Проблемы с передвижением, осязанием или обонянием.
  • Плохое зрение.
  • Глухота и немота.
  • Синдром Дауна.
  • ДЦП.
  • Аутизм.
  • Эпилепсия и припадки.
  • Гиперактивность.
  • Расстройства недостатка внимания и прочее.

Занятия по методике Глена Домана ведутся для ребят разных возрастов, у которых диагностировали ЗПР разной степени тяжести. Программа состоит из нескольких этапов:

  • Физическое развитие.
  • Интеллектуальное.
  • Физиологическое.
  • Социальное.

Тысячи детей с ЗПР нашли свой путь к здоровью, и это не лечение травм мозга, а постоянная помощь родителей. Следует понимать, что для реабилитации одним детишкам достаточно года, а другим приходится работать более 5 лет.

Методика Домана для детей с ДЦП

Развивать физически ребенка с ДЦП и другими ЗПР следует, руководствуясь такими принципами:

  • Движение стимулирует активацию мозга. Поэтому малыши должны по максимуму двигаться.
  • Создайте своему крохе идеальные условия для перемещения. Постоянно выкладывайте его на живот.
  • Любое устройство, которое снижает скорость перемещения или мешает двигаться вредно для малыша с ЗПР и ДЦП.
  • Во время движения в мозг поступает кислород.
  • Восстанавливается структура тела.
  • Развиваются умственные способности, и восстанавливается зрение.
  • Физическая активность благотворно сказывается на пищеварении, повышает иммунитет и настроение.
  • Если кроха с ДЦП не может совершать определенные действия, не помогайте ему. Со временем он осознает, как сделать, чтобы у него получилось. Даже если ваше чадо лежит и не двигается, не стоит заставлять его ползти.
  • Ходунки, коляски и прочие устройства под запретом, поскольку они не дают возможности развиваться мозгу. Ребенок с ДЦП должен самостоятельно понять, как совершать то, или иное движение.

Не забывайте о том, что каждое движение и усилие, совершаемое травмированным крохой – это подвиг. Поэтому все занятия с аутистами и ребятами с различными ЗПР, должны проходить позитивно. Каждый урок заканчивается похвалой.

Методика Глена Домана для детей с аутизмом

Все родители, которые решили заниматься по методике Глена Домана, обязаны понимать, что связи между аутизмом, различными ЗПР и умственными способностями нет! Маленький человечек просто не способен показать уровень своего интеллекта. Только радостная подача информации в игровой форме – это залог успеха.

Как проводить обучение:

  • Ежедневно читайте малышу.
  • Родители не должны воспринимать занятия как наказание, ведь это возможность реабилитировать кроху с ЗПР.
  • Изучайте чтение, счет и энциклопедические знания с помощью карточек Глена Домана. Чем меньше человечек, тем быстрее вы увидите результат.
  • Материал должен быть напечатан крупными красными буквами.
  • Разговаривайте как с взрослыми.
  • Учите работать с инструментами, а не игрушками.
  • Ни в коем случае не тестируйте знания.
  • Не позволяйте себе даже мысли о том, что ваше чадо не имеет умственных способностей, даже если у него диагноз аутизм.

Интеллектуальные способности вашего малыша зависят только от информации, которую вы ему сообщаете, поэтому постоянно совершенствуйте и обновляйте методологические пособия. Детки с аутизмом и другими ЗПР не должны находиться в шумной и хаотичной среде.

Методика для аутистов

С аутистом следует постоянно общаться, поскольку все малыши стремятся поговорить с родителями. Любой звук, который издает малыш – это приглашение к беседе. Даже если вы еще не научились понимать, не беда, всему свое время.

Правила диалога с аутистом или ребенком с ЗПР:

  • Многие пациенты страдают проблемами с упорядочиванием слов. Поэтому давайте крохе время на ответ.
  • Деток расстраивает, когда им не дают высказаться.
  • Если аутисты не общаются – это влияет на их поведение.
  • Ребята с ЗПР должны участвовать во всех разговорах в семье.
  • Даже когда маленький человечек просто издает звук, ответьте ему.
  • Если ваше чадо немое или имеет другие проблемы с воспроизведением речи, то необходимо создать доску с вариантами ответов, чтобы кроха мог указывать на них.
  • Когда общаетесь с аутистом давайте ему время, чтобы закончить мысль.
  • Когда проблемный ребенок пытается говорить его нельзя игнорировать – это касается не только мамы и папы, а и окружающих.
  • Копировать и поправлять речь запрещено!

Для того, чтобы малыши с ЗПР и аутизмом научились хорошим манерам, родители должны на своем примере демонстрировать нормы поведения в обществе. По методике Глена необходимо давать малышам с ЗПР быть самостоятельным и выполнять определенные функции по дому.

Что делать родителям, когда у крохи ЗПР?

Американский ученый утверждает, что родители обязаны отбросить отчаяние и идти к намеченной цели! Самый главный враг крохи с травмой мозга – это время. Если день прошел без улучшения – это плохо, поскольку его ровесники развиваются, а он нет. Всегда объясняйте маленькому человечку с ЗПР, зачем вы совершаете определенные действия. Верьте своему чаду и добивайтесь для него самого лучшего!

Источник:
http://kidsmi.ru/metodika-obucheniya-glena-domana-dlya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/

ГЛЕНН ДОМАН

Гленн Доман (1919 – 2013)

Читать еще:  Флегмона кисти: лечение, симптомы, причины и диагностика

Кто такой Гленн Доман?

Труд Гленна Домана изменил жизнь многих детей с повреждением мозга и их родителей.

По сей день семья Гленна продолжает получать письма с благодарностью от его бывших пациентов. Для многих из них встреча с Гленном стала решающей в жизни!

Благодаря его книгам, мамы и папы начали верить в потенциал своих детей. У Гленна была мечта – помочь все детям с повреждением мозга стать здоровыми. Сегодня последователи Гленна продолжают воплощать ее в жизнь, обучая родителей альтернативной реабилитации детей с повреждением мозга.

О жизненном пути и работе Гленна Домана рассказывает его внук, Спенсер Доман , Директор по инновациям Доман Интернэшнл.

“Он боролся с причиной проблемы, скрытой в мозге, а не с видимыми симптомами .”

Наибольшую известность Гленну Доману принесла его новаторская деятельность в области развития детского мозга. Результаты его работы изменили жизнь огромного количества детей с самыми различными диагнозами: аутизм, ДЦП, задержки развития, эпилепсия, проблемы с обучением, СДВГ, умственная отсталость, трисомия 21 и прочие генетические отклонения.

Гленн Доман родился в 1919 году. Когда началась Вторая мировая война, он вступил в ряды армии союзников. Несмотря на диплом физиотерапевта, в качестве места службы Гленн выбрал не медицинский корпус, а пехотные войска, желая лицом к лицу встретиться с врагом. Он храбро сражался на фронте, получил множество наград за героизм.

Вернувшись домой с победой, Гленн начал другое сражение, которому в дальнейшем посвятил всю жизнь – сражение с повреждением мозга и его последствиями. Первоначально, основной целью его деятельности стала помощь взрослым, пережившим инсульт. В те послевоенные годы он создал свой первый реабилитационный центр в Филадельфии. Важную роль в жизни Гленна сыграл доктор Темпл Фэй, главный нейрохирург больницы при Университете Темпл, ставший его наставником. Они много работали вместе. Тогда же Гленн подошел к мысли о разработке своих собственных программ лечения, так как увидел на практике, что традиционные физиотерапевтические и логопедические приемы, которые он изучал в медицинском институте, были малоэффективны, ведь основной упор в них делался на лечение симптомов, а не устранение их настоящей причины, сосредоточенной в мозге.

Так Гленн, при поддержке своей жены Кэти и помощи команды специалистов, начал создавать и применять свои авторские методики, цель которых заключалась в лечении непосредственно мозга, а не просто купировании симптомов. И улучшения у его пациентов стали появляться гораздо быстрее, чем можно было ожидать.

Со временем Гленн стал принимать не только взрослых, но и детей с неврологическими проблемами.

К нему приезжали дети с самыми разными диагнозами: аутизм, ДЦП, задержка развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром Дауна и другие генетические аномалии, эпилепсия, трудности с обучением, речевая апраксия и пр. Гленн обнаружил, что в этих, казалось бы, очень разных заболеваниях присутствует неврологических компонент, и если попытаться улучшить функционирование мозга такого ребенка, многие его проблемы можно успешно решить.

Гленн не смог смириться с отношением общества к этим детям.

В те времена, считалось, что им невозможно помочь. Диагноз часто звучал как приговор, не оставляя никакой надежды. Борьба с таким подходом стала еще один полем сражения для Гленна. Многие родители по сей день испытывают благодарность за то, что он – лично или через книги – помог им поверить в своих детей.

Принимая детей в своей клинике, наблюдая за их развитием, Гленн пришел к убеждению, что самые лучшие результаты достигаются в тех случаях, когда семья занимается с ребенком на дому. Он начал обучать родителей основам функционирования мозга и методам реабилитации детей. Смена терапевтических моделей – от лечения, осуществляемого специалистами, к лечению, выполняемому мамами и папами дома, – произвела настоящую революцию в данной сфере.

Его инновационные программы и техники получили название «Метод Гленна Домана» или же просто «Метод Домана». Будучи скромным человеком, Гленн не хотел, чтобы его открытия носили его имя. Однако благодарные семьи, получившие от него драгоценную помощь, не могли называть метод иначе, кроме как именем этого великого человека. Чтобы воздать честь Гленну Доману за его заслуги перед человечеством и почтить его преданность делу, Доман Интернешнл с гордостью называет свою работу «метод Домана».

Гленн Доман написал множество книг для родителей особых детей (например, «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга»), некоторые из них также будут полезны для развития здоровых детей («Как научить вашего малыша читать», «Как приумножить интеллект вашего ребенка», «Как обучить ребенка математике»).

В соавторстве с Дугласом Доманом он написал «Как сделать вашего ребенка физически совершенным». Гленн Доман является автором целой серии книг «Мягкая революция».

В ходе работы Гленн Доман пришел к выводу, что развитию мозга способствуют большое количество стимуляций и соотвествующие физические занятия. На основании своих наблюдений он выдвинул тезис: «Мозг растет по мере использования». Это была очень смелая идея для того времени. Сегодня она уже никого не удивляет. Этот принцип, известный как «нейропластичность», является признанным физиологическим феноменом.

Метод Домана – это не узконаправленная техника или комплекс упражнений. Он представляет собой всеобъемлющую систему, в которую входят физиологические программы, питание, программы развития физических, когнитивных навыков. Для преподавания этой системы родителям необходим коллектив экспертов в разных областях. Команда специалистов Доман Интернешнл обучает семьи выполнению программ на дому, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свой потенциал.

Гленн и Кэти Доман всю свою жизнь без остатка посвятили помощи детям и взрослым с особыми потребностями. Роль Кэти в популяризации и применении метода Домана невозможно переоценить. Гленн посвятил ей свою книгу «Как научить вашего ребенка читать», ведь она принимала непосредственное участие в разработке и применении этой программы. Кэти лично преподавала родителям методики обучения малышей чтению, чем заслужила огромную благодарность мам и пап из разных стран мира.

Гленн Доман покинул нас в 2013 году. Всю свою жизнь без остатка он посвятил помощи родителям и детям. Он продолжал читать лекции практически до самого конца. Свою последнюю лекцию он дал за 5 месяцев до своей кончины в возрасте 93 лет. Кэти Доман умерла в 2017 году. И Гленн, и Кэти до последних дней жизни продолжали обучать семьи.

Они были не только прекрасными профессионалами, но и замечательными родителями, дедушкой и бабушкой. Их любили дети, внуки и правнуки.

Сейчас семья Доман продолжает работу Гленна, стремясь воплотить в жизнь его мечту – помочь всем детям мира полностью раскрыть свой потенциал. Дуглас Доман, сын Гленна, является главой Доман Интернешнл, его жена Розалинд – директор клиники. Они работали с Гленном бок о боком на протяжении 40 лет.

Спенсер Доман, внук Гленна, руководит отделом инноваций и когнитивного развития, а его жена Мелисса – отделом развития двигательных навыков. Им посчастливилось работать с Гленном на протяжении последних 6 лет его жизни. Внучка Гленна – Морган – руководит административной работой Доман Интернешнл.

Метод Домана продолжает развиваться и по сей день, так как наука не стоит на месте и появляется все больше различных идей и способов реабилитации. Команда Доман Интернешнл находится в постоянном поиске новых решений и продолжает помогать родителям и детям по всему миру. Сегодня мечта Гленна Домана о том, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свой потенциал, как никогда близка к реальности.

© ​Doman International

КОНТАКТЫ:

+7 (926) 947-80-71

Пн. – Пт.: 10:00 – 18:00

  • О нас
  • Услуги
  • События
  • Блог

ПОДПИСАТЬСЯ:

Чтобы получать полезные советы для родителей, новости о детям на Программах Doman International, первыми узнавать о наших новостях, подпишитесь на нашу рассылку!

Источник:
http://domanint.ru/glenn-doman

Реабилитация детей с ДЦП по Доману

Ложное отчаяние из №7 2010г журнала “Жизнь с ДЦП”.

Каждый, кто соприкасался так или иначе с проблемой детского церебрального паралича, знает, как тяжело идёт реабилитация. В тяжёлых случаях (а они далеко не редкость) успех в этой области равен нулю, а неудача – 100%. Однако, ещё в 1960 г в «Журнале Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья о лечении детей с повреждениями мозга с точными результатами этого лечения. Данная методика была разработана американским врачом Гленном Доманом и группой его единомышленников.

Как же вышло, что в нашей стране о Домане, его методах лечения, Институтах Достижения Человеческого Потенциала не знают не только родители больных детей, но и специалисты, которые непосредственно занимаются их реабилитацией? На это есть свои причины.

Во-первых, не будем забывать, что основная исследовательская работа в Институтах Достижения Человеческого Потенциала проводилась во второй половине пятидесятых годов прошлого столетия. А в это время директивой партии в нашей стране было «счастливое детство», в котором не было места детям-инвалидам. Их просто официально не было в нашей стране, а если и были, то они были надёжно спрятаны в специальных закрытых учреждениях.

Во-вторых, в это время еще не закончилась холодная война, и нам было просто запрещено смотреть в сторону «загнивающего запада».

В-третьих, поражения мозга (и их следствие – церебральные параличи) были известны давно, и известны именно как группа патологических синдромов, проявляющихся в форме различных двигательных, речевых и психических нарушений. Другими словами, поражение мозга традиционно изучалось просто как ряд симптомов – и только так и лечилось. Первыми разработчиками в этой области стали ортопедические хирурги, которые больше думали об исправлении существующих патологий и предотвращении будущих, чем о подходе к проблеме в самом ее источнике, который был, в конечном итоге, скорее неврологическим, чем ортопедическим. Новые разработчики приходили в эту область, они учились у тех людей, кто предшествовал им. Поэтому, неврологические нарушения, которые создали проблему, привлекали мало внимания. Это привело к вводящему в заблуждение развитию методики лечения. Отсюда тот колоссальный неуспех официальной медицины в этой области. Всем хорошо известно, что если у вас воспаление лёгких, или, скажем, дизентерия, неразумно было бы лечить эти заболевания, воздействуя только на симптомы – например, сбивая температуру. Такое лечение не только не приведёт к облегчению состояния, исчезновению симптомов болезни, но, скорее всего, мы получим летальный исход. А вот в случае с поражением мозга такой подход никого не удивляет, и мы упорно, годами пытаемся воздействовать на неходящие ноги, гипсуя их, заключая их в ортезы, подрезая мышцы. Мы пытаемся воздействовать на неберущие руки, развивая мелкую моторику. Мы пытаемся воздействовать на неслушающийся язык различными методами логопедического массажа. В то время, как истинная причина болезни – поражённый мозг – так и остаётся вне сферы нашего воздействия.

Ещё в 1973 году Гленн Доман написал книгу «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга, или у него травма мозга, умственная отсталость, умственная неполноценность, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна». Это первая книга в истории, которая прямо говорит о том, как лечить детей с повреждениями мозга, почему нужно так лечить детей с повреждениями мозга и что именно произошло с группой детей с повреждениями мозга после того, как их лечили таким способом. И только через тридцать лет эта уникальная книга была переведена на русский язык. Низкий поклон от всех родителей детей с поражением мозга Сергею Калинину – человеку, принёсшему Домана в Россию. Он не только перевёл книгу, но и получил подтверждение правильности перевода в Институтах Достижения Человеческого Потенциала. Всем родителям детей с поражением мозга, которые отказываются сдаваться и уступать и отчаянно ищут выход, необходимо начать свой путь с прочтения этой книги.

«Гленн Доман и его команда опередили на несколько десятилетий открытия современной нейрофизиологии: что человеческий мозг имеет замечательные способности для самовосстановления (нейропластичность) и регенерации (нейрогенез), что мозг легко доступен и поддаётся изменению с помощью интенсивной сенсорной стимуляции, что разносторонние симптомы повреждения мозга – это всего лишь симптомы, и что лечение должно быть направлено на их причину, на поврежденный мозг непосредственно», – писал военный врач Ральф ПЕЛЛИГРА. Каким же образом удаётся воздействовать на орган, поражение которого и приводит к столь тяжёлому состоянию детей?

Наблюдая за тем, как развиваются здоровые дети, Гленн Доман выявил несколько стадий, которые должен пройти любой человеческий детёныш – это ползание на животе, ползание на четвереньках, ходьба и бег. Доман изучал, как ребёнок делает это и почему он делает это, а также он выяснил, почему этого не делает ребёнок с поражением мозга и что надо делать, чтобы он начал делать это. Доман выяснил, что для того, чтобы ребёнок с поражением мозга мог развиваться, он должен последовательно пройти все эти стадии. Только надо создать все необходимые условия, чтобы ребёнок смог их пройти.

Читать еще:  Как вылечить кашель в домашних условиях: лечим кашель за 1 день

Доман назвал пол полигоном для развития ребёнка. Иногда, для того чтобы дать ребёнку с поражением мозга толчок в развитии, бывает достаточно просто положить его на пол. Только на полу хаотичные движения рук и ног рефлекторно трансформируются в ползательные, а мы, родители, ограждая ребёнка с поражением мозга от пола, тем самым ограждаем его от нормального развития. Мы помещаем наших детей на диваны, в детские стульчики, специальные приспособления для сидения и стояния, мы держим их на руках и где угодно, но только не на полу, единственном месте, где рефлексы могли бы заставить малыша двигаться самостоятельно. Но не любое движение спасительно. Ведь ребёнок с гиперкинезами совершает огромное количество беспорядочных движений, которые ничего не дают его развитию. Такой ребёнок напоминает автомобиль, перевёрнутый на крышу, колёса крутятся, а движения нет. И только когда тот же самый ребёнок окажется лежащим на полу лицом вниз, только тогда он начинает воспроизводить всё те же стадии развития, что и нормальные дети. Для удержания ребёнка в нужном положении Доман и его команда разработали великое множество приспособлений.

Например, одним из них является наклонная плоскость с бортиками – трек для ползания. В нём сила тяжести помогает перевести даже самое незначительное движение в ползательное и ребёнок может понять, что это такое вообще – движение. Другим приспособлением, не позволяющим ребёнку занять бесполезную позицию перевёрнутого автомобиля, является антипереворотное устройство – «паук». Таким образом, ребёнок с поражением мозга, не умеющий ходить, должен проводить свой день на полу в положении “лицом вниз”.

Однако, часто простого помещения ребёнка на пол бывает недостаточно. Для того, чтобы не надеяться на случайные рефлекторные движения, обучающие мозг ребёнка ощущению движения, Доман и его команда разрабатывают процедуру наложения движения извне, тем самым мозгу предоставляется возможность почувствовать это движение. Эту процедуру Доман назвал копированием, или патернингом. Патерниг – это упражнение направленное не на укрепление рук и ног, оно организовывает повреждённый мозг так, чтобы он мог выполнить свои собственные функции. Доман называет патернинг «своего рода закрытой хирургией мозга». Упражнение делают три человека одновременно. Тип упражнений и их количество определяются индивидуально – в зависимости от места расположения участка поражения в мозге.

Классические методы лечения предполагают лечение пациентов с повреждением мозга в чисто моторном смысле, пытаясь обучать мышцы, но сам термин переобучение мышц заключает в себе противоречие, так как это подразумевает, что мышцы сами по себе способны учиться. Мышцы – это просто мясо и, в любом случае, не являются обучаемыми. С другой стороны – мы можем попробовать обучить поврежденную ступень мозга ее собственной функции вместо того, чтобы пытаться заставить мышцу делать упражнение.

Практически все дети с мозговыми травмами страдают от некоторой степени хронической гипоксии. Это особенно выражено у ребенка с тяжелой формой церебрального паралича. Дыхание его ненормальное, неглубокое, неритмичное, с таким дыханием бывает очень трудно даже просто лежать на животе. Состояние постоянной нехватки кислорода можно облегчить или даже совсем остановить. Сотрудники Институтов Достижения Человеческого Потенциала более 40 лет работали над созданием дыхательных упражнений, в результате которых увеличивался объём лёгких, улучшалась осанка, прекращались или уменьшались респираторные заболевания, ребёнок становился менее уязвим для судорожных приступов, которые следуют за инфекционными болезнями любого вида.

Известно, что вся информация поступает в мозг человека по пяти каналам: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Два последних для человека менее значимы. Мозг обрабатывает информацию и выдаёт моторный ответ. Человек развивается в зависимости от того, насколько хорошо он воспринимает информацию извне по этим наиболее важным для нас каналам. Работа зрительной, слуховой и тактильной функций обеспечивается мозгом, а не органами чувств (глазом, ухом, кожей), в которых находятся всего лишь рецепторы, воспринимающие информацию. Мы воздействуем непосредственно на поражённый мозг звуковыми, зрительными, тактильными стимулами с изменяющейся частотой, интенсивностью, продолжительностью – с одновременным изучением степени роста мозговой активности. Именно это помогает глухим слышать, слепым видеть, потерявшим чувствительность обрести её, делает умственно отсталых образованными, заставляет парализованных ходить, позволяет привести в сознание коматозных детей.

Самым первый и самый важный шаг в методике Домана – это точное обнаружение места поражения, которое является препятствием для всего дальнейшего развития. Проблема в том, что с помощью существующих в традиционной медицине методов диагностики, выявить его не просто. Часто повреждение диффузное – т.е. поражаются не крупные участки мозга, что легко определяется диагностическими исследованиями (КТ, МРТ), а травма происходит на клеточном уровне, который ещё недоступен современным методам исследования. Поэтому так часто клиническая картина и результаты исследований не согласуются между собой.

Для проведения точной диагностики Институтами Достижения Человеческого Потенциала был разработан Профиль развития, который представляет собой таблицу.

В этой таблице соотнесены участки мозга, возраст, в котором эти участки должны развиваться, и соответствующие этому возрасту стадии сенсорного и моторного развития. Стадии сенсорного развития представлены тремя видами компетентностей (сенсорных или чувствительных умений):

– зрительная;
– слуховая;
– тактильная.

Повышать уровень сенсорного развития можно, воздействуя определённым образом на органы чувств (это делают родители).
Стадии моторного развития тоже представлены тремя видами компетентностей:

–подвижность;
–речь;
–мануальная (ручная) компетентность.

В повышении уровня моторных компетентностей ребёнок играет самую активную роль, а родители лишь должны предоставить ему возможность активно развиваться.

Приступая к реабилитации по методике Домана, необходимо определить не стадии, которых ребёнок достиг в своём развитии, а стадии, на которых произошло поражение мозга. Другими словами, мы определяем, что ребёнок не может делать из того, что делают здоровые дети в определённом возрасте. Сделать это поможет книга Гленна Домана «На сколько умён ваш ребёнок», перевод которой в настоящий момент готовит Сергей Калинин.

После тщательной диагностики ребёнка составляется индивидуальная программа усиленных слуховых, зрительных и тактильных воздействий. Эта программа становится неотъемлемой частью среды, окружающей ребёнка в течение всего дня. До тех пор, пока не будут отлажены все пути восприятия мозгом сенсорной информации, ждать какого-либо продвижения в моторном развитии детей с серьёзным поражением мозга не приходится. Для того, чтобы стимулировать моторное развитие, создаются благоприятные условия для мозга, и разрабатывается программа развития моторных навыков, которая вводится мягко и постепенно. Усиление программы подвижности по интенсивности, продолжительности и частоте идёт в соответствии с улучшением состояния ребёнка.

Источник:
http://puzkarapuz.ru/diary/post/91

Методика Гленна Домана

Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Мировую известность учёному принесли его восстанавливающие методики для детей с поражённой нервной системой, а также метод обучения детей.

Кто такой Гленн Доман

Доман родился в Филадельфии. В 40-м году он отучился на врача-физиотерапевта, после чего стал заниматься изучением мозга у детей. Однако начавшаяся Вторая Мировая война и нападение на военную базу Пёрл-Харбор помешали учёному продолжить исследования. Доман пошёл воевать, участвовал не в одном сражении, став впоследствии лейтенантом и получив военную награду – крест «За выдающиеся заслуги». Вернувшись с фронта, Гленн Доман решил продолжить некогда начатое дело. Он сновал Институт достижения потенциала человека, где до конца жизни работал и проводил исследования.

В чем заключается методика Домана

Методика Домана для детей с поражённой нервной системой основана на применении специальных карточек, которые развивают их мозг. За счёт стимулирования здоровых клеток мозга, не поражённых болезнью, дети начинали развиваться: их мозг начинал работать, дети учились разговаривать, двигаться.

Тогда это было немыслимо – как безнадёжно больные дети, обречённые всю жизнь провести в инвалидном кресле, могли показывать такие результаты? Своими познаниями они порой опережали сверстников, показывая довольно высокие результаты обучения.

Успех методики Гленна Домана покорил многих, так, что позднее её стали использовать для обучения здоровых детей.

Принципы методики Домана

Основной принцип методики Домана – карточки, на которых пишут слова, цифры, приклеивают всякие картинки. В зависимости от тематики эти карточки раскладывают по стопкам, а затем показывают малышу, в течение всего дня. Например, сначала берут десять карточек с животными, и по десять секунд показывают ребёнку. Затем начинают рассказывать про объекты на карточках – что это за животные, где они живут, что едят и прочее в этом роде.

Кроме этого, к принципам системы Домана можно отнести:

  • обучение нужно начинать как можно раньше – чем младше ребёнок, тем проще и эффективнее его всему научить;
  • когда малыш станет показывать успехи, старайтесь радоваться за него и хвалить его;
  • научить ребёнка чему-либо можно лишь тогда, когда он сам того захочет: если ваше дитя плачет и капризничает, отказываясь садиться за учёбу, не стоит его принуждать – просто подождите, когда малыш остынет;
  • обстановка для учёбы должна быть соответствующей;
  • обязательно должен «входить» новый материл в обучение;
  • чуть ли не самое главное такого метода – регулярные занятия ребёнка;
  • знания ребёнка лучше не проверять;
  • уважайте своего малыша и доверяйте ему.

Требования к карточкам:

  • Карточка должна быть чистой, желательно белого цвета.
  • Карточка должна быть довольно большой; самый подходящий вариант – 28/28 сантиметров.
  • На карточке должен быть изображён только один предмет, и ребёнок не должен быть с ним знаком.
  • Все детали на карточке должны быть хорошо видны.

Как должна выглядеть карточка Домана для детей

Набор карточек: пантера.

Категория: Млекопитающие животные.

Уровень первый. Пантеры относятся к семейству Кошачьих.

Уровень второй. Пантеры – очень крупные животные.

Уровень третий. У всех пантер очень крепкие и мощные зубы.

Уровень четвёртый. Пантеры- хищники.

Уровень пятый. Пантеры (кроме львов) – одиночные животные.

Далее следует ещё несколько уровней.

Создавая собственный метод обучения детей, Гленн Доман был уверен, что с помощью этого метода можно вырастить настоящего гения. Может, оно и так: у Домана много последователей, однако существует мнение, что его метод неэффективный. В этом стоит разобраться.

Противоречия в системе Домана

Те, кто не считает методику раннего развития Домана совершенной, приводят тому ряд доказательств:

  1. В ситуации, когда ребёнок просто сидит, смотрит на карточки и слушает информацию об изображённых на них объекта, малыш выглядит пассивным, ведь ему даже запрещается задавать вопросы и брать карточки в руки.
  2. Обучение без диалога – пустая трата времени; ребёнок не сможет в будущем применить все свои знания на практике, тогда зачем ему вообще нужно такое обучение?
  3. Кроме того, по многим оценкам, таким способом в ребёнке напрочь отбивается стремление к творчеству и созиданию, а это потом пагубно скажется на его психике.
  4. При использовании в обучении только зрительного восприятия (карточки направлены как раз на это) у ребёнка не развивается текстовое восприятие, которое нужно обязательно развивать. Таким образом, формирование речи в методике Гленна Домана для детей попросту нет места, что не совсем хорошо.
  5. Система Домана предполагает слишком интенсивную работу, которая для ребёнка может показаться чересчур тяжёлой – ведь заниматься нужно весь день, изредка отвлекаясь на какие-либо домашние дела.
  6. И, наконец, самих родителей тоже может коснуться некий дискомфорт, связанный с развивающими карточками Домана. Дело в том, что родители (чаще всего мама) должны полностью погрузиться в эту систему, уйти с головой в изготовление карточек, часами их показывать ребёнку и многое объяснять. Помимо того, что это весьма кропотливый труд, времени на другие дела будет катастрофически не хватать.

Метод с развивающими карточками Домана крайне редко используется в детских садах и других дошкольных учреждениях – он больше подходит для семейного обучения.

И, кстати, многие родители, обучавшие своих детей по этому методу, действительно восхищались успехами ребёнка: их дети раньше других научились читать и писать, выполняли сложные задачи, многому научились.

Однако отзывов компетентных людей, связанных непосредственно с наукой, единицы, и все они – не в пользу методики, а скорее, наоборот, ребёнок и без неё вполне смог бы добиться таких результатов. К тому же пассивный потребитель информации, которым в данном случае выступает малыш, не сможет в дальнейшем применить полученные знания на практике, и это факт.

Читать еще:  Цвет глаз у ребенка от родителей: таблица

Но как бы то ни было, система Домана существует по сей день, и многие её применяют: кто-то – в первозданном виде, кто-то – немного видоизменяя «под свой лад». Попробуем разобраться, что представляют собой упражнения из методики.

Упражнения с карточками Домана

  • Учим ребёнка чтению

Сначала проводим три сеанса с показом 15-ти карточек со словами. Слова должны быть существительные, написанные буквами красного цвета.

Затем нужно увеличить количество сеансов до девяти, показывая уже не просто слова, а целые словосочетания и предложения.

  • Развиваем интеллект

Здесь потребуются карточки с изображениями.

Объекты могут быть самые разные: растения, цветы, игрушки, овощи и прочее.

Сначала нужно проводить три сеанса с демонстрацией десяти карточку. Карточку нужно показывать быстро – в течение одной-двух секунд, затем убирать.

Затем количество карточек за сеанс увеличивается: их теперь нужно показать не 20, а 120.

  • Учимся считать

Ребёнку показывают карточки с изображением точек. За один сеанс нужно показать пять карточек, всего – три сеанса.

По мере изученности карточек они убираются из программы, а новые добавляются. С каждым сеансом увеличивается количество точек на карточке и число.

Выводы по методике Гленна Домана

Методика Гленна Домана – весьма противоречивая система, которая вызывает как восхищение, так негодование.

Методика предназначена для того, чтобы научить ребёнка писать и читать, а также приобретать базовые двигательные навыки.

Методика доступна детям с шести месяцев жизни.

Основной принцип – применение карточек с буквами, словами, сочетаниями слов, которые нужно показывать ребёнку, чтобы он их запомнил. Карточки должны быть большими и чистыми. В качестве изображений можно использовать цифры, символы, объекты (животные, цветы).

Заниматься нужно по несколько сеансов, постепенно увеличивая количество карточек.

В целом, система Домана работает, судя по многочисленным отзывам родителей. Желаем вам удачи!

Источник:
http://friendlymama.ru/razvitie/razvitie-rebenka-1-3-goda/metodika-glenna-domana/

Система Глена Домана

История вопроса

Получив в 1940 г. научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен (как при глубоком поражении мозга) или замедлен (как при средней тяжести поражения), его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации – зрение, слух, осязание. И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить! Доман предлагал стимулировать центральную нервную систему и мозг при помощи зрительного восприятия (визуально), слуха (аудиально) и путем осязания (тактильно). Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников.

В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их “мягкой революцией” в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста – до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. “Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года” – считает Доман . Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми.

Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают.

Но, пожалуй, самое удивительное в том, что автор методики предлагает овладеть ею всем родителям, которые желают дать своим детям энциклопедические знания. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Задаче обучения родителей посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг Глена Домана.

Методика и цели обучения

В течение многих лет, работая с больными и здоровыми детьми более чем ста национальностей, Глен Доман получает в свое распоряжение уникальные данные о возможностях стимулирования мозговой активности в определенный период жизни детей от 0 до семи лет. На их основе ученый делает вывод об удивительном интеллектуальном потенциале, которым награждается любой ребенок от рождения. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь этот потенциал реализовать. То есть “не сделать ребенка гением, а дать неограниченные возможности в жизни”. Каким образом? Доман убежден, что в основе любого знания, любого умения, любой профессии лежат факты.

“Они составляют базу, на которой будет построено знание. Без фактов нет знания. Есть усредненный набор фактов – есть среднее по уровню знание. Если набор фактов велик, то база знаний выше среднего”. Факты – основа знаний, знания – базис интеллекта.

Интересная особенность: в своих книгах он очень подробно останавливается на познавательных функциях мозга на способности запоминать факты и ничего не говорит о развитии таких необходимых любому человеку способностей, как образное и логическое мышление, воображение.

Откровенно сравнивая мозг человека с компьютером, нейрофизиолог тем не менее, признает превосходство человека. Он считает, что усвоение ребенком полезных фактов, которые в его системе координат называются битами информации, – это прямой путь к развитию интеллекта. Досаду Домана вызывает тот факт, что “компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путанной информацией!” Конечно, можно сколько угодно спорить о том, что считать полезной информацией, а что – нет. У каждого родителя по этому вопросу будет свое, особое мнение. Бесспорно только то, что дети впитывают все новое легко и с огромной скоростью. Собственно на этом и построены занятия по методике Домана.

Итак, цель занятий – познакомить детей с тысячами ясных, точных, интересных фактов. И факты эти, подобно компьютерной программе, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. Например, раздел “Биология”, категория “насекомые”, биты “фотографии насекомых”, или – раздел “Литература”, категория “Детские писатели”, биты “портреты писателей”. Изображения любых битов информации должны быть наклеены на картонные карточки определенного размера. (28 на 28 см.) На оборотной стороне надписывается наименование бита, например, “это насекомое – божья коровка”. Доман подчеркивает, что ребенку должен сообщаться четкий, точный факт, а не мнение. То есть, утверждение “какое красивое насекомое – божья коровка” уже не будет правильным названием бита информации.

Как проходят занятия?

Несколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают (не дают в руки, а именно показывают на расстоянии не менее 45 см. от лица) и называют карточки, представляющие биты знаний разных категорий. Показывают очень быстро, 1 секунда на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости. Как правило, ребенок усваивает один бит информации (т.е. один факт-карточку) за тридцать показов.

За родителями признается бесспорное право разработать собственную, отличную от домановской, классификацию фактов по разделам и категориям. Сам автор методики среди различных областей знаний считает приоритетными чтение и математику. по его мнению, именно они больше всего влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Чтение

При подаче общих энциклопедических знаний ребенку демонстрируют карточки с фотографиями, рисунками предметов, людей, животных и пр., а обучение чтению по Доману заключается в показе карточек со словами, написанными большими красными буквами. В итоге малыш “перескакивает” через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова.

Математика

На занятиях математикой Доман предлагает уйти от абстрактных чисел, заменив их предъявлением ребенку на тех же карточках определенного количества точек (от одной до бесконечности), называя, сколько именно точек изображено. Строго говоря, их нужно называть кружками. Карточки показываются поочередно, регулярно и быстро. Постепенно это развивает у ребенка способность “на глаз” определять количество увиденных точек без их подсчета, что в свою очередь позволяет оперировать устно многозначными цифрами.

Физическое развитие

Доман разработал целую систему физического развития детей. В первую очередь, считает ученый, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц кроха будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать его так, чтобы это было психологически комфортно, стараться исподволь развить врожденные рефлексы.

Доман рекомендует учить малыша делать все, что только возможно – вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика). Развивая его таким образом, еще во время первого года жизни можно создать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он утверждает, что дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.

Общение или обучение?

Изготовление карточек – довольно болезненный вопрос. Простая арифметика показывает, что для изготовления битов только по одному из предлагаемых десяти разделов знаний (10 категорий по 10-15 битов, итого 100-150 карточек) в домашних условиях вам потребуется уйма времени. Останутся ли у родителей силы для занятий с ребенком после подготовки гигантского количества демонстрационного материала, не известно. И хватит ли у них времени для обычного общения с малышом? У Домана проблема общения с ребенком, эмоционального контакта, остается как бы “за кадром”.. Да, он призывает восхищаться успехами детей, верить в их безграничные возможности. Но в занятии Домана нет места эмоциям. Ребенок сидит и усваивает информацию, как компьютер, а мать, в руках которой мелькают картинки, энергичным голосом зачитывает бесстрастные факты. Причину такой любви Домана к компьютеру и его стремление устроить мозг ребенка по подобию компьютерной программы можно понять. Взгляды ученого сформировались в годы появления и бурного наступления вычислительных машин. Но поскольку современные люди уже успели почувствовать на себе не только преимущества, но и недостатки этого процесса, отношение к аналогиям “человек – компьютер” в наше время более критическое.

Глен Доман призывает родителей уважать ребенка, заниматься его развитием и обучением, дать возможность достичь лучшего из того, чего можно достичь. Подобные взгляды заслуживают всеобщего уважения. Настораживает только замечание Домана, что родители, обучающие детей по его методике, “живут для ребенка”. Не стоит забывать, что автор методики общался с родителями безнадежно больных детей, которые действительно готовы были посвятить свою жизнь только тому, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку?

Конечно же, методика Глена Домана, находясь на стыке медицины, психологии и педагогики, вызывает необычайный интерес, огромное количество вопросов и массу голосов “за” и “против”. Но с одним утверждением ее автора согласятся, наверное, все: “чудо – в самом ребенке, а не в методике”. Самое главное для родителей – понять и принять это.

Источник:
http://www.penzamama.ru/node/3000

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector